Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Юнг-Штиллинг, Иоганн Генрих

Юнг-Штиллинг, Иоганн Генрих

Литература

12 сентября 1740 - 02 апреля 1817

немецкий писатель, мистик и теософ, врач по образованию


Иоганн Генрих Юнг-Штиллинг (нем. Johann Heinrich Jung-Stilling; 1740—1817) — немецкий писатель, мистик и теософ, врач по образованию. Наряду с Эккартсгаузеном был главным авторитетом русских мистиков начала XIX века.

Биография

Был сыном бедного вестфальского портного и самоучкой. В 17 лет стал школьным учителем, но безуспешно: пришлось возвратиться к скромному ремеслу отца. Был также угольщиком — и всё время, движимый глубокими душевными переживаниями, беспорядочно копил знания. Рецепт средства от глазных болезней, полученный им от одного католического священника, давал ему средства к жизни, и в 1769 году он прибыл в Страсбург изучать медицину.

В Страсбурге Юнг-Штиллинг сблизился с Гердером и Гёте, который ему симпатизировал и дал ему в автобиографии «Поэзия и правда» превосходную характеристику. Простодушные рассказы Юнг-Штиллинга произвели впечатление на Гёте, он побудил его составить автобиографию и издал её. Окончив университет, Юнг-Штиллинг занимался с громадным успехом врачебной практикой в Эльберфельде и присоединил к своей первой фамилии прозвище Штиллинг (Stilling), так как причислял себя к религиозно-пиетистскому толку «тихих» (нем. Stille).

Славился широкой благотворительностью, сам жил довольно бедно. Поступил профессором в камеральную академию в Кайзерслаутерне, на что ему давали право составленные им компилятивные курсы технологии и сельского хозяйства; затем он был профессором в Гейдельберге, а с 1787 года профессором финансовых и камеральных наук в Марбурге. В Марбурге Юнг-Штиллинг познакомился с философией Канта, которая не внушила ему полного сочувствия, но оказала на него большое влияние тем, что освободила от лейбниц-вольфианского детерминизма и укрепила в сознании, что за пределами чувственного мира разум не знает ничего.

События во Франции, которые он мог наблюдать вблизи, так как жил у самой французской границы, довершили болезненно-фантастическое метание его мысли. Сопоставляя текущие события с библейскими пророчествами, он увидел в них апокалиптическое исполнение последних и счёл себя призванным к борьбе с этим духовным переворотом. Его сочинения в этом направлении, основательно названные одним историком немецкой литературы «Verdummungs schriften», были одним из двигателей последующей реакции и окружили имя автора чрезвычайным уважением одних и нерасположением других. К последним принадлежала свободомыслящая молодежь, отношение которой заставило Юнг-Штиллинга отказаться от кафедры, к первым — герцог баденский, от которого он получил кафедру в Гейдельберге, звание тайного придворного советника и приличное содержание, за которое возлагалась на него одна обязанность: «свободно писательством своим служить делу религии и практического христианства». В 1806 году герцог взял Юнг-Штиллинга с собою в Карлсруэ, где бывший угольщик жил во дворце, стал важной особой и с удовольствием отмечал в своих дневниках увеличение числа знакомых из знати. В его сочинениях появился пророческий тон. Юнг-Штиллинг умер в глубокой уверенности, что в последние годы его земного бытия в нём воплотился Христос.

Литературное творчество

Юнг-Штиллинг — автор большого числа произведений на темы технологии и сельского хозяйства, финансовых и камеральных наук. Но большую известность ему доставили его мистические сочинения. Он начал полемикой с рационалистами, где роль доводов играли не соображения разума, а чудесные события из жизни автора; особенное выражение эти приемы получили в «Великой панацее против болезней неверия» (1776).

Его автобиография («Heinrich Stillings Jugend», 1777, «H. S. Jnglingsjahre», 1778, «H. S. Wanderschaft», 1778, «H. S. husliches Leben», 1789, «H. S. Lehrjahre», 1804), подкупающая художественной простотой и изобразительностью рассказа, навлекла на него странное подозрение в свободомыслии, которому он противопоставил свои романы «Geschichte des Herrn von Morgentau» (1779), автобиографический «Florentin von Fahlendorn»(1779), где прежняя наивность сменяется тенденциозностью, и «Феобальд, или Мечтатели» («Theobald oder die Schwrmer»; 1784; русский перевод Ф. Лубяновского, Москва, 1819).

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ