Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Эшер, Мауриц Корнелис: биография

Из известных работ, связанных с формой пространства, можно назвать также ленты Мёбиуса Эшера.

Логика пространства

В качестве картины, в которой исследуется и логика пространства, и его топология, можно назвать литографию «Выставка гравюр». Центральная часть пространства растянута, при этом оно изгибается по часовой стрелке вокруг незаполненного центра. Справа снизу вход; следуя взглядом по галерее, читатель выходит на левый нижний угол, в котором стоит юноша, по размерам раза в четыре больше первого. Юноша рассматривает пароход, изображённый на гравюре, которая идёт влево; на ней изображены лодки, канал, дома; из одного из окон выглядывает женщина, которая смотрит… на крышу галереи, в которой находится юноша.

Художник создавал на своих картинах оптические иллюзии, в основном с помощью светотени. Например, на картине «Куб с полосками» невозможно определить, в какую сторону обращены объёмные «пуговицы», расположенные на ленте.

Кроме того, «игрой» с логикой пространства являются картины Эшера, на которых изображены различные «невозможные фигуры»; Эшер изображал их как отдельно, так и в сюжетных литографиях и гравюрах, самой примечательной из которых является, вероятно, литография «Водопад», основанная на невозможном треугольнике (треугольник Пенроуза). Водопад играет роль вечного двигателя, а башни кажутся одинаковой высоты, хотя в каждой из них на этаж меньше, чем в соседней. Две другие гравюры Эшера с невозможными фигурами — «Бельведер» и «Спускаясь и поднимаясь». Все три созданы между 1958 и 1961 годами.

Эшер работает с проблемами перспективы, начиная с ранних гравюр («Вавилонская башня»); спустя десятилетия после её создания работа над перспективой велась уже не ради интересных ракурсов, но и для создания полуабсурдных произведений, позволяющих рассмотреть один и тот же объект с разных точек в рамках единой картины («Другой мир II», «Выше и ниже»). Например, на литографии «Выше и ниже» художник разместил сразу пять «точек исчезновения» (точек, которые «сообщают» глазу человека о бесконечности пространства).

Самовоспроизведение и информация

Наиболее полное исследование этого вопроса в творчестве художника освещено в книге Дугласа Хофштадтера «Гёдель, Эшер, Бах: эта бесконечная гирлянда (Gdel, Escher, Bach: An Eternal Golden Braid)», выпущенной в 1980 году и награждённой Пулитцеровской премией.

Наиболее очевидна тема самовоспроизведения в литографии «Рисующие руки»: хорошо прорисованы кисти рук, выходящие из ещё лишь набросанных манжетов; каждая из кистей рук рисует манжет соседней руки. Возникает «странная петля», в которой уровни рисующего и рисуемого взаимно замыкаются друг на друге.

Группу картин Эшера Хофштадтер называет «рекурсивными», в них «фон может рассматриваться как отдельный самостоятельный рисунок», а первый рисунок по отношению к второму является фоном.

Дизайн

За свою жизнь Эшер создал большое количество дизайнерских работ по заказам разных организаций. Самым большим (длина 48 м) является произведение «Метаморфоза III», выполненное в 1968 году (открыто для публики 20 февраля 1969 года) по заказу Королевской Почты Нидерландов (PTT) и состоящее из соединения различных мотивов и цветов (фактически является сильно увеличенной версией работы 1939 года «Метаморфоза II»). Долгое время оно висело в Гааге в почтовом отделении на площади Керкплейн, но 17 января 2008 года в связи с переездом почтового отделения было перенесено в аэропорт Схипхол, где висит в одном из залов вылета.

Среди прочего, Эшер также выполнил дизайн обёрточной бумаги для нескольких компаний, в том числе для крупной сети нидерландских магазинов De Bijenkorf, почтовых марок, денежных банкнот, экслибрисов для своих друзей, плафона для главного здания компании Philips в Эйндховене, трёх колонн для школы в Гааге и рельефа для другой школы, также в Гааге. Большая часть этих проектов не была реализована.

Список работ

Ранние работы (1916—1922)

Название Форма Год
Отец Эшера линогравюра 1916
Экслибрис Бастиан Кист линогравюра 1916
Хризантема линогравюра 1916
Голова ребёнка линогравюра 1916
Череп линогравюра 1917
Железнодорожный мост, Остербек гравюра 1917
Талисман гравюра 1917
Мужчина линогравюра 1917
Автопортрет линогравюра 1917
Ребёнок линогравюра 1917
Молодая молочница линогравюра 1917
Экслибрис линогравюра 1917
Автопортрет линогравюра 1917
Кувшин линогравюра 1917
Старьёвщик линогравюра 1918
Фит ван Столк линогравюра 1918
Волны линогравюра 1918
Автопортрет линогравюра 1918
Белый кот продольная ксилография 1919
Дуб Бордер линогравюра 1919
Портрет линогравюра 1919
Сидящий мужчина с котом на коленях продольная ксилография 1919
Дерево продольная ксилография 1919
Автопортрет продольная ксилография 1919
Попугай линогравюра 1919
Белый кот продольная ксилография 1919
Ракушка продольная ксилография 1919 или 1920
Автопортрет в кресле продольная ксилография 1920
Кролики продольная ксилография 1920
Обнажённая женщина на фоне пейзажа продольная ксилография 1920
Дикий Запад продольная ксилография 1920
Падение мужчины продольная ксилография 1920
Отец Эшера с увеличительным стеклом литография 1920
Портрет мужчины продольная ксилография 1920
Стоящий человек продольная ксилография 1920
Сидящая пожилая женщина продольная ксилография 1920
Цветок гравюра 1920
Сидящая обнажённая женщина продольная ксилография 1920 или 1921
Сидящая обнажённая женщина продольная ксилография 1920 или 1921
Сидящая обнажённая женщина продольная ксилография 1920 или 1921
Роси Инген Хаус литография 1920 или 1921
Эмблема литография 1920 или 1921
Заливка с фигурой человека литография 1920 или 1921
Рай продольная ксилография 1920
Сидящая обнажённая женщина продольная ксилография 1921
Сидящая обнажённая женщина линогравюра 1921
Рука с еловой шишкой продольная ксилография 1921
Лес около Ментона продольная ксилография 1921
Святой Франциск продольная ксилография 1922
Восемь голов, одиночный элемент продольная ксилография 1922
Восемь голов продольная ксилография 1922
Орёл (виньетка) продольная ксилография 1922

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ