Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Эфрос, Абрам Маркович

Эфрос, Абрам Маркович

Наука - Другое

русский советский искусствовед, литературовед, театровед, поэт и переводчик


Абрам Маркович Эфрос (21 апреля [3 мая] 1888, Москва, — 19 ноября 1954, там же) — русский советский искусствовед, литературовед, театровед, поэт и переводчик.

Биография и деятельность

Сын московского инженера-механика, Абрам Эфрос окончил гимназические классы Лазаревского института восточных языков, учился на юридическом факультете Московского университета с 1907 года.

Ещё в студенческие годы он опубликовал свой перевод с древнееврейского языка «Песни Песней Соломона» (СПб. «Пантеон», 1909), позже публиковал переводы Данте, Петрарки, Микеланджело и др. По окончании Московского университета в 1911 году начал систематически выступать как художественный критик и эссеист в газете «Русские ведомости» (в 1912-17 писал под псевдонимом Россций). Избирался в Московскую городскую думу, где состоял председателем комиссии по внешнему благоустройству Москвы. В 1914—1917 служил в действующей армии. С 1917 — член общественных и государственных органов охраны художественных ценностей, в том числе в 1918—1927 — один из ведущих сотрудников Коллегии (отдела) по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Наркомпроса РСФСР. Участвовал в определении основных направлений государственной музейной политики, внёс вклад в формирование Государственного музейного фонда и его распределение. В эти же годы состоял членом правления, зав. отделом нового и новейшего искусства Государственной Третьяковской галереи; одновременно в 1924—1929 — хранителем отдела французской живописи, с 1928 — зам. директора по научной части Музея изящных искусств и зав. картинной галереей музея. В 1920—1930-е был одним из организаторов ряда художественных выставок (к 10-летию Октябрьской революции, новейшего французского искусства, выставки детского рисунка и др.). В 1937 году отправлен в ссылку, по разным данным в Ростов или Новгород. Работу в музеях совмещал с научно-преподавательской деятельностью: в 1919—1920 преподавал в двух Государственных свободных художественных мастерских, на курсах Наркомпроса читал лекции и вёл семинары по музееведению, русскому искусству (1919—1920, 1940—1941), преподавал историю искусств в МГУ (1940—1941), вёл семинар по музееведению на искусствоведческом отделении в Среднеазиатском университете в Ташкенте в 1942—1943. В 1940—1950 преподавал в ГИТИСе (Москва) курс истории русского театра и театрально-декорационного искусства. В 1945—1950 — внештатный профессор Государственного библиотечного института в Москве и с 1950 по 1954 — профессор на кафедре искусствоведения Ташкентского театрального института. Излюбленный жанр Эфроса — критический «портрет» (В. А. Серова, В. И. Сурикова, П. В. Кузнецова, В. А. Фаворского, Г. Аполлинера, Ж. Кокто, П. Валери, С. М. Михоэлса и др.). Он также занимался исследованиями рисунков А. С. Пушкина. Эфросу принадлежит неоценимая заслуга в привлечении витебского художника Марка Шагала к работе в театре (1920).

Библиография

  • Эротические сонеты. Л., Советский композитор, 1991
  • Два века русского искусства /предисл. Т. Алексевой. М., 1969
  • Микельанджело. Жизнь. Творчество. М., 1964
  • Пушкин портретист. Два этюда. М., Гослитмузей, 1946
  • Автопортреты Пушкина. М., 1945
  • Камерный театр и его художники: 1914—1934 / Предисл. А. М. Эфроса. М.: ВТО, 1934. XLVIII + 211 с. С илл.
  • Рисунки поэта. М.-Л., Academia, 1933
  • Профили, М., 1930
  • С. Чехонин. М.-Пг., 1924 (совместно с Н.Пуниным)
  • Юбилейный эпилог. П. Кузнецов М.: Русское искусство, 1923. — № 2-3, с. 6
  • Эротические сонеты. М., 1922
  • Портрет Натана Альтмана. М., 1922
  • Лампа Аладдина // Еврейский мир, 1918
  • Песнь Песней Соломона. СПб., Пантеон, 1909

Переводы:

  • Марсель Мартинэ. Проклятые годы. М.: Библиотека 'Огонёк' (№122), 1926
  • Революционная поэзия современного Запада. Антология. М., 1927
  • Ромен Ж. Избранные стихи. М., 1928
  • Леонардо да Винчи. Избранное. М., 1952

Внешние изображения

  • Мартирос Сарьян, «Портрет искусствоведа Абрама Эфроса», 1944
  • «Портрет Абрама Эфроса», рисунок Ю. П. Анненкова, 1921
  • «В парижском кабачке коммуны». (С. Есенин, А. Эфрос и др.). Тушь, кисть, перо. Рисунок Ю. П. Анненкова. Из книги: Аверина Г. И. «Есенин и художники». — Рязань: Поверенный, 2000. — 112 с., ил., стр. 41. Тир. 500 экз.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ