Энрико ди Тедиче (итал. Enrico di Tedice, известен по документам с 1254 по 1260 год) — итальянский художник пизанской школы.
Имя
Имя Энрико ди Тедиче было прочитано на расписном кресте из пизанской церкви Сан Мартино: "ENRICUS QUONDAM TEDICI ME PINXIT". Отталкиваясь от этого, исследователи повели розыски в двух направлениях — в архивных записях и среди близких по стилю произведений XIII века. Выяснилось, что Энрико — брат пизанского художника Уголино ди Тедиче и дядя ещё одного художника — Раньери ди Уголино.
Творчество
В архивных записях имя Энрико встречается два раза. Первый раз это документ, в котором архиепископ Федерико Висконти отдаёт распоряжение ректору церкви Санта Мария ди Томболо продать участок земли, для того чтобы произвести реконструкцию церковного здания; из этого документа следует, что у братьев ди Тедиче была мастерская на виа Санта Мария в Пизе. Совместная деятельность братьев подтверждается другим документом от 12 марта 1260 года, в котором всё тот же архиепископ Федерико Висконти отдаёт распоряжение передать братьям участок земли в счёт оплаты за выполненные ранее художественные работы.
В своё время историк искусства Освальд Сирен высказал предположение, что братья ди Тедиче свои первые навыки скорее всего приобрели в мастерской отца (в архивных документах встречается имя Тедиче Бурелли или Морелли). Искусство Энрико основывалось на пизанской традиции сложившейся к середине XIII века, которая находилась под сильнейшим византийским влиянием. В его произведениях можно видеть отголоски нескольких пизанских алтарных картин первой половины века, и влияние мастерской Берлингьери. В своих расписных крестах он не мог избежать влияния Джунта Пизано. Однако для Энрико характерна более экспрессионистическая манера, основанная на лаконичном рисунке, ограниченной палитре из ярких красок и сильных светотеневых контрастах.
Кроме единственного подписанного креста из Сан Мартино, кисти Энрико ди Тедиче сегодня приписываются следующие работы: алтарная картина «Снятие с креста» из церкви Сан Бернардо (1260-е годы, ныне — Пиза, музей Сан Маттео), которая считается самым зрелым его произведением; «Мадонна с младенцем и четыре Страстных сюжета» (Флоренция, музей Барджелло); расписной крест из церкви Сан Джованни Баттиста (Сан Джованни алла Вена, Викопизано); «Мадонна с младенцем» из церкви Сан Верано, Печчоли.
-
Энрико ди Тедиче. Расписной крест. Викопизано, ц. Сан Джованни алла Вена.
-
Энрико ди Тедиче. Мадонна с младенцем и двумя ангелами. Пиза, ц. Санта Мария Мадре делла Кьеза
-
Энрико ди Тедиче. Снятие с креста. 1260-е гг., Музей Сан Маттео, Пиза
-
Энрико ди Тедиче. Мадонна с младенцем и четыре Страстных сюжета. Флоренция, музей Барджелло
-
Энрико ди Тедиче. Мадонна с младенцем. ц. Сан Верано, Печчоли.
-
Энрико ди Тедиче. Мадонна с младенцем и двумя ангелами. Фреска. Пиза, Музей Сан Маттео.
Литература
- G. Vigni, Pittura del Due e Trecento nel Museo di Pisa, Palermo 1950, pp. 15, 36 s., 39 s., 44;
- L. Cuppini, Ranieri di Ugolino, in Commentari, III (1952), pp. 7–13;
- V. Lasareff, Un crocifisso firmato di Ugolino di Tedice, in Paragone, VI (1955), 67, pp. 3–13;
- C. L. Ragghianti, La pittura del Dugento a Firenze, Firenze 1955, pp. 8–10;
- E. B. Garrison, Studies in the history of Mediaeval Italian painting, II, Florence 1955-1956, pp. 204, 208;
- E. Carli, Pittura medievale pisana, Milano 1958, pp. 36–39, 47-52;
- L. Marcucci, Gallerie nazionali di Firenze. I dipinti toscani del secolo XIII, Roma 1958, pp. 11 ss., 15 s.;
- A. Caleca, in Mostra del restauro (catal.), Pisa 1972, p. 27;
- E. Carli, IlMuseo di Pisa, Pisa 1974, pp. 39–42;
- A. Caleca, Pittura del Duecento e del Trecento a Pisa e a Lucca, in La pittura in Italia. Il Duecento e il Trecento, Milano 1986, I, pp. 233, 238 s.; II, pp. 569, 655, 667;
- A. Tartuferi, La pittura a Firenze nel Duecento, Firenze 1990, pp. 9, 18, 22, 32, 36, 51;
- E. Carli. La Pittura a Pisa dalle Origini alla ‘Bella Maniera’. Pacini Editore, Pisa, 1994, pp 16 –18, 20.
- M. Burresi, L. Carletti, C. Giometti. I Pittori dell’Oro. Alla scoperta della pittura a Pisa nel Medioevo. Pacini Editore, Pisa, 2002, pp. 32–34.
- M.Burresi/A.Caleco. Cimabue a Pisa. La Pittura Pisana del Duecento da Giunta e Giotto. Editore Pacini. 2005. pp. 136–152