Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Эзер, Адам Фридрих

Эзер, Адам Фридрих

Живопись

17 февраля 1717 - 18 марта 1799

немецкий художник, скульптор, график и иллюстратор книг


Адам Фридрих Эзер (нем. Adam Friedrich Oeser; 17 февраля 1717, Братислава — 18 марта 1799, Лейпциг) — немецкий художник, скульптор, график и иллюстратор книг.

Жизнь и творчество

А. Ф. Эзер изучал живопись в Братиславе в 1728—1730 годах; в 1730 он приезжает в Вену, где до 1739 года он учится в мастерской Якоба ван Шуппена (за исключением периода с 1733—1735, когда он, вернувшись в Прессбург, занимался у скульптора и медальера Георга Доннера (1693—1741). В 1739 году А. Ф. Эзер уезжает в один из художественных центров стиля барокко — Дрезден, где завершает своё образование и работает как живописец до 1756 года.

В 1745 году Эзер женится на Розине Э. Хобург; в этом браке у него родились восьмеро детей, из которых до совершеннолетия дожили четверо. Супруга художника скончалась ранее его, в 1794 году. В 1754 году в дом Эзера в Дрездене переселяется учеником Иоганн Винкельман.

С 1759 года А. Ф. Эзер живёт и работает в Лейпциге. В феврале 1764 года он становится первым директором открытой в этом городе Академии графики и книжного иллюстрирования. Этот пост художник занимает до конца жизни. В том же феврале 1764 Эзеру присваивается титул придворного художника курфюрста Саксонии.

В 1765—1768 годах учеником Эзера в Академии был студент И. В. Гёте. Великий немецкий поэт был вхож в дом учителя, особо тесные отношения связывали его с дочерью художника, Фредерикой Элизабет (1748—1829), с которой он и после отъезда из Лейпцига длительное время поддерживал переписку — как и с самим А. Ф. Эзером.

В 1766 году Эзер вступает в лейпцигскую масонскую ложу «Минерва у трёх пальм», в 1776 году он становится членом лейпцигской ложи «Балдуин». С возвращением Гёте в Саксонию и Тюрингию их дружба возобновляется; особенно с получением Эзером заказов на выполнение художественных работ при герцогском дворе в Веймаре, где в то время также служит и Гёте.

В своей живописи, особенно в работах по заказу, художник следует господствовавшему в середине XVIII века стилю барокко, однако лично, как и его ученик Винкельман, предпочитал более строгие формы классицизма. Как преподаватель Эзер не придерживался какого-то систематизированного, канонического учения, но был посредником при внедрении и распространении новых идей и течений в искусстве, литературе или просвещении. Его кисти, помимо полотен, принадлежат росписи залов дворцов в Далене и в Голизе (Голизский дворец), а также церкви св. Николая в Лейпциге, памятник первому саксонскому королю Фридриху-Августу III там же и др.

Галерея

  • Памятник Э.Х. фон Клейсту - 1-й вариант (1761)

  • Потолочная роспись церкви св. Николая в Лейпциге

  • Памятник Э.Х. фон Клейсту - 2-й вариант (1761)

Литература

  • Эзер, Адам-Фридрих // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Christoph Johannes Oeser: Die Familie Oeser aus Crottendorf im Erzgebirge. в: Genealogisches Jahrbuch. Band 44, 107—117, Neustadt a.d. Aisch 2004, ISBN 3-7686-3079-X
  • Friedrich Schulze: Adam Friedrich Oeser. Der Vorlufer des Klassizismus. Khler & Amelang, Leipzig 1950
  • Richard Httel: Das Evangelium des Schnen. Zeichnungen von Adam Friedrich Oeser (1717—1799). Museum der bildenden Knste Leipzig. Hirmer Verlag, Mnchen 2008. ISBN 978-3-7774-4145-0

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ