Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Эверс, Иоганн Филипп Густав фон

Эверс, Иоганн Филипп Густав фон

Историки

04 июля 1781 - 20 ноября 1830

российский и германский историк-юрист, член-корреспондент и почётный член Петербургской академии наук


Иоганн Филипп Густав фон Эверс (нем. Johann Philipp Gustav von Ewers; 4 июля 1781, деревня Амелунксен, близ Беферунгена — 8 (20) ноября 1830, Дерпт) — российский и германский историк-юрист, член-корреспондент (1809) и почётный член (1826) Петербургской академии наук.

Биография

Иоганн Филипп Густав фон Эверс родился в крестьянской семье. В 1803 году окончил Гёттингенский университет, в котором изучал исторические и юридические науки под руководством Геерена и Шлёцера. После окончания университета Эверс перебрался в Лифляндию, в Дерпт, где сначала он был домашним учителем.

В 1809 году он был избран членом-корреспондентом Петербургской академии наук.

В 1810 году Эверсу предложили быть в Дерптском университете профессором географии, статистики и русской истории.

В 1816 году он выбран был проректором, а в 1818 году — ректором. В 1826 году Эверс занял кафедру государственного народного права и политики. С 1813 по 1826 годы занимал ещё другие кафедры.

Был избран почетным членом Санкт-Петербургской Академии Наук, Московского и Петербургского университетов, нескольких заграничных обществ. Одновременно с этим он становится председателем цензурного комитета в Дерпте (как ректор Дерптского университета).

Был кавалером орденов Анны 1-й и Владимира 3-й степени. Также ему был пожалован чин действительного статского советника.

Скончался 8(20) ноября 1830 года после тяжелой болезни.

Научные взгляды

Развитие общества Эверс представлял как процесс перехода от семьи к роду и далее от племени к государству. Эта концепция оказала влияние на государственную школу русской историографии. Также Эверс высказывал мнение о хазарском происхождении южных варягов, когда в 1814 году открыл южную Русь, существовавшую ещё до прихода Рюрика. В ней он видел хазар (Понтийскую Русь, в отличие от Волжской Руси, также связанной, по его мнению, с хазарами), от которых русские приняли имя.. Хазар он считал предками вольных людей — казаков. Поэтому крепостное право он считал явлением, противоречащим республиканскому (в понимании Иммануила Канта, не исключающем власть императора) духу русского народа, несвойственным русским и искусственно привнесённым в результате переписи населения монголо-татарами в 1257 году. Позже эту же мысль развивал и М. М. Сперанский, хотя и не ссылался на Эверса. Эверс рассматривает проблему закрепощения крестьян в увязке с анализом социальных отношений. Главным отличием его позиции от позиции предшествующей историографии было его мнение, что еще до указа 1597 года процесс закрепощения давно начался. Первым этапом его были 1257 - 1597 годы, (от переписи населения до, по его мнению, 1550 года, когда Иван Грозный освободил крестьян от крепостничества, введя в Судебнике статью о Юрьеве дне - праве выхода от помещика) Эверс не знал Судебника 1497 г., который был опубликован только в 1819 г., что свидетельствует о торможении закрепощения крестьян при Иване III, тоже называвшемся современниками Грозным, как и его внук. Далее был 1581 год - введение заповедных лет. Второй период начался с указов 1597 года, когда эгоизм Бориса Годунова, шедшего на поводу у дворян, нарушил основания народной свободы, достигнутой, по мнению Эверса, Иваном Грозным IV. Далее Эверс выделял такие крепостнические законодательные акты, как указ 1601 года о введении Юрьева дня, приговор Лжедмитрия 1 (1606) и Уложение Василия Шуйского (1607) о сыске беглых крестьян, следствием чего были крестьянские волнения и ослабление государства в борьбе с интервентами. Говоря о крепостничестве Эверс уклоняется от всяких характеристик этой политики в его время, поскольку живёт в эпоху крепостничества, а все комитеты по отмене крепостного права являются тайными, при его жизни были освобождены от крепостного права только крестьяне Лифляндии и Эстляндии, только в конце жизни - все государственные и удельные крестьяне России. Поэтому полемического запала в научном труде нет, есть только констатация юридических норм, рождённых государством. Все вместе взятое говорит о значении этой книги Эверса, что дало право Нибуру назвать этот труд "редким явлением" в развитии исторической науки. В первых книгах (1808-1814 гг.) Эверс делал упор на выяснении достоверности тех или иных событий в процессе становления государственной власти (написал, так сказать, негативную историю). В 1816 году он сделал акцент на изложение достоверных данных (дал позитивную историю России), превратив книгу в подобие справочника по отдельным вопросам. Это дало основание подойти к концептуальному оформлению русской истории, которое было начато в этой книге, но закончено только через 10 лет в "Древнейшем праве руссов" в виде родовой теории В первой работе Эверса на эту тему "Об источниках Правды Ярославичей" (1808) законодательный акт выделен в качестве объекта исследования. В "Истории руссов" (1816) правовые документы и торговые соглашения являются средством для написания позитивной гражданской истории. А в "Древнейшем русском праве" (1826) юридические акты вновь становятся объектом исследования, а гражданская история призвана объяснить их историческое развитие. Племена, связанные родством по языку, религии, по происхождению образуют народности, естественным результатом органического развития которых является государство. Отмирание родового строя в рамках первоначального государства происходит как естественным путем, так и законодательной волей князя. "Новообразовавшиеся государства, как и всё, производимое натурой, имели в себе в период своего становления зародыш разрушения." Этот ход развития общества с древнейших времен до развитого государства Эверс считал общим для всех народов, а следовательно, явлением закономерным. На основе вышеперечисленных методологических принципов, через призму отмирающих, но существующих родоплеменных отношений Эверс объяснял все события русской истории: систему междукняжеских отношений, права наследования великокняжеской власти, раздел земель и начало удельного периода, даже происхождение налоговой системы и т. д. Родовая теория Эверса была воспринята и развита многими учеными России. В первую очередь, следует назвать С.М. Соловьева, на которого Эверс оказал глубокое влияние, а через Соловьёва - и его ученика В. О. Ключевского.

Научные труды

  • Vom Ursprunge des russischen Staats (1808, в русском переводе 1825 года О происхождении Русского государства)
  • Kritische Vorarbeiten zur Geschichte der Russen (1814)
  • Geschichte der Russen (1816, в русском переводе История руссов)
  • Das lteste Recht der Russen in seiner geschichtlichen Entwicklung (1826, в русском переводе 1835 года Древнейшее русское право в историческом его раскрытии)
  • Ueber die Quellen der Jaroslawischen Prawda

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ