Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Эванс, Артур: биография

В первой трети ХХ века в микенологии фактически господствовали две теории: Шлимана и Эванса. Теория Шлимана рассматривала все реликты микенской культуры как иллюстрацию к гомеровскому эпосу, чьи тексты считались источником сведений о реальной политической и религиозной ситуации. Эванс, напротив, утверждал, что культура на материке целиком создана минойцами, а гомеровской эпохи вообще не существовало.

В первый сезон раскопок Эванс разделял мнение Шлимана и Дёрпфельда о том, что найден дворец XIII века до н. э., принадлежавший минойской культуре, которая на позднем этапе своего существования была покорена материковыми микенцами, что согласуется и с гомеровским преданием. Однако уже в 1901 году Эванс радикально поменял взгляды, которые не корректировал вплоть до полного завершения раскопок в 1930 году. В окончательном виде теория была изложена в четырёхтомнике «Дворец Миноса». Отказавшись от первоначальных взглядов на искусство Микен и Тиринфа, он заявил, что открытые Шлиманом культуры — лишь побочная ветвь, варварская колония цивилизованных минойцев. Он радикально отрицал греческое происхождение и микенской, и минойской культур, а гомеровские поэмы полагал искажёнными отголосками минойского эпоса. Точно так же Эванс отрицал наличие археологических свидетельств микенского завоевания Крита и полагал, что таковое теоретически могло быть только в неолитическую эпоху. Уже в 1930-е годы эти воззрения подвергались критике современников. У. Лиф ещё в 1915 году оспорил мнение Эванса об абсолютной непрерывности минойской культуры от самого её зарождения в каменном веке. Периодизация минойской цивилизации выстраивалась Эвансом по аналогии с трёхчастным делением древнеегипетской истории на Древнее, Среднее и Новое царства. Даже раскопки на Пелопоннесе в 1935—1938 годах, которые полностью переменили интерпретацию позднего бронзового века в Греции, не поколебали взглядов Эванса, который активно критиковал работы А. Уэйса. Нанно Маринатос заметила, что на Эванса сильнейшим образом повлияла идея Британской империи, по аналогии с которой он выстраивал картину Pax Minoica.

Эванс разделял взгляды теоретиков XIX века — в первую очередь, Тайлора и Лаббока, — о фазах в развитии общества, которые находят выражение в искусстве. Поэтому, рассматривая линейное письмо Б как высшую стадию интеллектуальных достижений критской культуры, Эванс был вынужден в 1920-е годы пересматривать собственные датировки, изменять обстоятельства находок табличек, чтобы удревнить их и отнести к XV веку до н. э., а не XIII, поскольку это означало признать их принадлежащими микенцам.

Специфическими были и взгляды Эванса на древнюю критскую религию, которую он считал монотеистической и даже сравнивал с христианством. На его воззрения существенно повлияли исследования Дж. Брестеда 1910-х годов на египетском материале; в любой религии он изыскивал прежде всего этическую основу, которую находил как в древнеегипетской, так и древнегреческой мифологии.

Память

В 1943 году сводная сестра Эванса — Джоан, выпустила его биографию «Время и случай», которая и по сей день остаётся главным его жизнеописанием. В рецензии К. Колобовой утверждалось, что это, скорее, семейная хроника, нежели биография учёного. Также в книге впервые прозвучала версия, что Эванс в своих странствиях по Балканам в 1870-е годы неофициально занимался разведывательной деятельностью для гладстоновского правительства. В книге констатировалось, что Эванса нельзя назвать гениальным учёным; он не создал своей школы, и не пытался этого сделать.

В 1926 году Эванс был торжественно провозглашён почётным гражданином Ираклиона и увенчан лавровым венком. В ознаменование его заслуг в Западном дворе Кносского дворца был установлен бронзовый бюст археолога.

В честь Эванса в 1970 году был назван кратер на обратной стороне Луны.

Основные труды

Примечание: труды даны в хронологической последовательности

  • Through Bosnia and the Herzegovina on foot during the insurrection, August and September 1875 : with an historical review of Bosnia, and a glimpse at the Croats, Slavonians, and the ancient republic of Ragusa. — 2nd ed. — London : Longmans, Green, 1876. — 576 p.
  • Illyrian letters: a revised selection of correspondence from the llllyrian provinces of Bosnia, Herzegdvina, Montenegro, Albania, Dalmatia, Croatia and Slavonia during the troubled year 1877. — London : Longmans, Green and Co, 1878. — 303 p.
  • Antiquarian researches in Illyricum : Part I—II Communicated to the Society of antiquaries. — Westminster : Nichols & sons, 1883. — 390 p.
  • Antiquarian researches in Illyricum, Parts III, IV. — Archaeologia: or, Miscellaneous Tracts Relating to Antiquity. — The Society of Antiquaries of London, 1885. — 296 p.
  • Essai de classification des poques de la civilization minoenne: rsum d’un discours fait au Congrs d’Archologie Athnes : [фр.]. — Londres : B. Quaritch, 1905. — 11 p.
  • The prehistoric tombs of Knossos: I. The cemetery of Zapher Papoura, with a comparative note on a chamber-tomb at Milatos. II. The Royal Tomb at Isopata. — London : B. Quaritch, 1906. — 214 p.
  • Script Minoa: The Written Documents of Minoan Crete: with Special Reference to the Archives of Knossos.. — Oxford : Clarendon Press, 1909. — Vol. I: The Hieroglyphic and Primitive Linear Classes: with an account of the discovery of the pre-Phoenician scripts, their place in the Minoan story and their Mediterranean relatives: with plates, tables and figures in the text. — 382 p.
  • The Minoan and Mycenaean Element in Hellenic Life // The Journal of Hellenic Studies. — 1912. — No. 32. — P. 277—287.
  • The Palace of Minos: a comparative account of the successive stages of the early Cretan civilization as illustred by the discoveries at Knossos. — London : Macmillan, 1921. — Vol. I: The Neolithic and Early and Middle Minoan Ages.
  • The Palace of Minos: a comparative account of the successive stages of the early Cretan civilization as illustred by the discoveries at Knossos. — London : Macmillan, 1928. — Vol. II, Part 1: Fresh lights on origins and external relations.
  • The Palace of Minos: a comparative account of the successive stages of the early Cretan civilization as illustred by the discoveries at Knossos. — London : Macmillan, 1928. — Vol. II, Part 2: Town houses in Knossos of the new era and restored West Palace Section.
  • The Palace of Minos: a comparative account of the successive stages of the early Cretan civilization as illustred by the discoveries at Knossos. — London : Macmillan, 1930. — Vol. III: The great transitional age in the northern and eastern sections of the Palace.
  • The Palace of Minos: a comparative account of the successive stages of the early Cretan civilization as illustred by the discoveries at Knossos. — London : Macmillan, 1935. — Vol. IV, Part 1: Emergence of outer western enceinte, with new illustrations, artistic and religious, of the Middle Minoan Phase.
  • The Palace of Minos: a comparative account of the successive stages of the early Cretan civilization as illustred by the discoveries at Knossos. — London : Macmillan, 1935. — Vol. IV, Part 2: Camp-stool Fresco, long-robed priests and beneficent genii ; Chryselephantine Boy-God and ritual hair-offering ; Intaglio Types, M.M. III — L. M. II, late hoards of sealings, deposits of inscribed tablets and the palace stores ; Linear Script B and its mainland extension, Closing Palatial Phase ; Room of Throne and final catastroph.
  • Scripta Minoa: The Written Documents of Minoan Crete: with Special Reference to the Archives of Knossos.. — Oxford : Clarendon Press, 1952. — Vol. II: The Archives of Knossos: clay tablets inscribed in linear script B: edited from notes, and supplemented by John L. Myres. — 454 p.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ