Мехмед Эбусууд-эфенди также известный как Ходжа Челеби (тур. Ebussuud Efendi; 30 декабря 1490 года, Искилип — 23 августа 1574 года, Стамбул) — шейх уль-ислам Османской империи при султанах Сулеймане Кануни и Селиме II.
Биография
Родился 30 декабря 1490 года в Искилипе в семье Искилипли шейха Мухиддина Мехмета Эфенди. По материнской линии Мехмед Эбусууд был потомком Ала ад-Дина Али ибн Мухаммада ал-Кушчи.Его родители были родом из Имади, и семейство получило прозвище «Имадлы». Некоторые историки пишут о том, что Эбусууд был курдского происхождения, но эта версия считается неверной.
В 1533 году Мехмед Эбусууд был назначен кадием Стамбула, затем был назначен кадием Бурсы; в 1537 году — казаскером Румелии. В 1545 году султан Сулейман назначил Эбуссуда шейх-уль-исламом. В этой должности он оставался и после смерти султана и восшествия на престол его сына Селима.
На посту шейх-уль-ислама Эбусууд развёл бурную деятельность и запомнился изданием большого количества фетв и их содержанием. Среди них были фетва, объявившую езидов вне закона; фетва, поддержавшую войну против Кипра; фетва, узаконившая театр теней в Османской империи и диктовавшая его правила; фетва, регламентировавшая потребление кофе, а также фетвы на казнь великого визиря Османской империи Паргалы Ибрагима-паши и шехзаде Мустафы и Баязида.
В эпохи Сулеймана Кануни и его сына Селима Эбусууд провел важнейшие реформы законодательства. Кроме того он слыл хорошим учёным и поэтом, и до того, как стать кадием несколько лет преподавал в медресе. Эбусууд говорил на османском, фарси, арабском и, вероятно, курдском. Уставом, который он подготовил для учёных, пользовались несколько веков. Его работы ценились не только в самой Османской империи, но и других государствах.
Несмотря на огромный вклад в законодательную систему империи, его часто критиковали, в частности алевиты (анатолийские кызылбаши), считавшие его фетвы безжалостными. Широко известны две фетвы Эбусууда в отношении кызылбашей, в одной из которых говорилось, что «Такой тип сообщества является языческим и несёт зло. По этим причинам убийство их является религиозным долгом честных мусульман. Бог помогает тем, кто помогает религии, и делает зло тем, кто делает зло мусульманам. Кто падёт в борьбе против них, тот падёт мучеником на пути Бога. Убийство их важнее, чем убийство других неверных.»; вторая говорила о том, что «мясо животных кызылбашей является нечистым, и потому несъедобным».
Мехмед Эбусууд умер 23 августа 1574 года. Похоронен в районе Эюп.
Труды
- rad’l-Aklu’s-Selim Mezaye’l-Kitab’l-Kerim (арабское толкование)
- Mak'd t-tarrffi evveli sureti'l-Feth minel-Kef
- Tefsir sureti'I-Furtan
- Tef sini sureti'I Mminin
- Risale fi bahsi imni'l-Firavn
- Fetavay Ebussuud Efendi (сборник фетв)
- Kanunname-i Ali Osmani (свод законов Фатиха)
- Maruzaat
- Arz-yi Harcyye ve Oriy-ye Hacnda Kanun ve Fetvalar
- Risale fi vakf'I-men kl ve'n-nufd
- Bidat'l-kad li-ihtiycihi fil-mstakbel ve'l-mz
- Fe-tv Ktiblerine Tenbih
- el-Fetva'l mteallikti b-beyn'I-valft'I-muteber e l'l-hasad ve istihlk) I-galat
- Gamezt I-melih fi evveli mebhisi kasri'l-mm mine't-Telvh
- Sevkjbii'l-enzr fi evl Menr'l-envr
- Hasm'l-hlffi'l-mesh ale'l-htfaf
- Risale fi val^fi'I-araz ve baz hkami'l-vakj
- Rishile fi tescili'I-evkaf Risale fi vakf't-tvahn ale'I-arz'l-mevkfe li'l-gayr
- r Hakknda Risale
- Calatt- Ebussuud (Gala-tt- Avam)
- el-Kasdet'l-mmiyye
- el-Kasid'l-Arabiyye
- Ka-sde fi nsai's-Sultn Sleyman
- Mneat- Ebussuud
- Galatat (неправильное употребление слов)
- Kaside-i Mimiyye (арабская поэзия)
- Sevkib’l-Enzr fi Evili’l-Menr
- amaztu’l-Melih
- Sevkib’l-Enzr fi Evili Menri’l-Envr fi’l-Usl
- Risale fi beyan'I -kaza ve'l-kader
- Risale li-ecli'ttan
- Dunme- Ebussu-ud (целительные молитвы и хадисы)
- Risale fi ediyeti'l-me'sre
- Risale-i Mergbe
- Mecmua- Deavt
Киновоплощения
В турецком телесериале «Великолепный век» роль Эбусууда Эфенди исполнял Тунджель Куртиз.