Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Щегляев, Андрей Владимирович

Щегляев, Андрей Владимирович

Инженеры

советский инженер, механик и учёный-теплоэнергетик, деятель высшей школы


Андрей Владимирович Щегляев (7 [20] октября 1902 — 27 августа 1970) — советский инженер, механик и учёный-теплоэнергетик, деятель высшей школы. Доктор технических наук (1948), профессор (1946), член-корреспондент АН СССР (1953).

Биография

Родился 7 (20) октября 1902 года в Москве в семье русских интеллигентов. Отец — Владимир Сергеевич Щегляев (1857—1919), профессор физики Императорского Московского технического училища (в 1886—1914 гг. возглавлял там кафедру общей и прикладной физики); мать — Наталья Гавриловна, учительница женской гимназии.

А. В. Щегляев начал трудовую деятельность в 1919 году (был конторщиком, затем делопроизводителем). В 1921 году он поступил в МВТУ на механический факультет и, ещё будучи студентом, начал работать техником во Всесоюзном теплотехническом институте (ВТИ). В 1926 году окончил институт, получив звание инженера-механика. Продолжал работать во ВТИ, но совмещал инженерную деятельность с педагогической деятельностью в МВТУ.

В 1929—1930 гг. был ассистентом у профессора Г. С. Жирицкого, избранного заведующим кафедрой Паровых турбин МВТУ и читавшего курсы паровых турбин и тепловых двигателей. Жирицкий позднее так отзывался о своём ассистенте: «молодой человек, производивший очень приятное впечатление и как человек, и как научный работник». В 1930 году произошла реорганизация технических вузов Москвы; в МВТУ специальность «паровые турбины» была закрыта, и Щегляев (как и Жирицкий) перешёл на работу в только что организованный Московский энергетический институт (МЭИ).

В 1930—1933 годах Щегляев работал на кафедре Сопротивления материалов МЭИ; потом перешёл на кафедру Паротурбинных установок (с 1943 года называлась кафедрой Тепловых двигателей, с 1950 года — кафедрой Паровых и газовых турбин). После необоснованного ареста в 1937 году первого заведующего этой кафедрой Г. С. Жирицкого Щегляев возглавил её и оставался в должности заведующего кафедрой с 1938 года вплоть до своей смерти в 1970 году. Под его руководством кафедра выросла в крупный учебный и научный центр. А. В. Щегляев стал также одним из основателей и первым деканом (1943—1955) Энергомашиностроительного факультета МЭИ.

В 1937 году А. В. Щегляев получил учёную степень кандидата технических наук, а в 1948 году защитил докторскую диссертацию на тему «Задачи регулирования паровых турбин».

С 23 октября 1953 года — член-корреспондент АН СССР по Отделению технических наук.

Был женат на детской поэтессе А. Л. Барто; их дочь — кандидат технических наук Татьяна Андреевна Щегляева. По поводу супружеской четы Андрея Владимировича и Агнии Львовны на Энергомашиностроительном факультете в шутку спрашивали: «Что такое три лауреата в одной постели?» Ответ был: «Щегляев и Барто» (первый был дважды лауреатом Сталинской премии, вторая — один раз).

Выпускник Энергомаша А. Кригман так характеризовал в своих воспоминаниях облик Щегляева — «самого уважаемого и любимого» преподавателя: «Он был, вероятно, самым высоким на Энергомаше. Худой, с длинным красивым лицом, с чёрными кругами под глазами, он был похож на Дон Кихота». А. В. Щегляев был широко образованным человеком, в совершенстве владел немецким и французским языками.

Умер 27 августа 1970 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 3).

Достижения

Инженерная и научная деятельность А. В. Щегляева была связана с развитием и совершенствованием новых тепловых электростанций СССР; созданием современных мощных турбинных установок на сверхкритические параметры пара; повышением надёжности и экономичности турбин. Вёл также работы в лаборатории регулирования МЭИ и, по признанию специалистов, определил облик современных гидродинамических систем регулирования паровых турбин. Под руководством А. В. Щегляева был разработан упругий мембранно-ленточный регулятор давления, применяемый и в настоящее время. Им же была предложена и внедрена гидравлическая система управления турбиной, в которой циркулировала вода (вместо масла), что было сделано по соображениям безопасности; однако такое решение вызвало неоднозначную оценку инженеров и эксплуатирующего персонала.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ