Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Шэнь Дао

Шэнь Дао

Философы

древнекитайский философ


Шэнь Дао (кит. , пиньинь: Shn Do, 395—315 до н. э.) — древнекитайский философ.

Творчество

Согласно Сыма Цяню, Шэнь Дао написал труд в 12 главах и развивал учение Хуан-Лао, то есть относился к даосам («Ши цзи». Гл. 74). Однако в библиографическом отделе «Ханьшу» он отнесен к мыслителям школы фацзя (легистам) и ему приписывается сочинение «Шэнь-цзы» из 42 глав (пяней) («Ханьшу». Гл. 30) . В «Тан шу» его сочинение также отнесено к школе закона и указано, что оно состоит из десяти свитков (цзюаней) (Гл.49). До нашего времени под этим названием дошло всего семь глав. В главе 33 сочинения «Чжуан-цзы» говорится, что Пэн Мэн, Тянь Пянь и Шэнь Дао главным признавали «равенство тьмы вещей» (). Сведения о Шэнь Дао и его учении содержатся также в «Чжуан-цзы», «Сюнь-цзы», «Хань Фэй-цзы», «Люйши чуньцю», «Ши цзи» и др.

В 2007 году Шанхайским музеем был опубликован сборник текстов на бамбуковых дощечках из царства Чу. Шесть из этих, датируемых периодом Чжаньго, бамбуковых дощечек, содержат высказывания Шэнь Дао.

Свидетельства о жизни и учении Шэнь Дао

«Сюань-ван с радостью принимал при дворе мужей, знающих литературу, и странствующих ученых. Их было семьдесят шесть – таких, как Цзоу Янь, Чуньюй Кунь, Тянь Пянь, Цзе Юй (Цзе-цзы), Шэнь Дао, Хуань Юань. Все их он поставил шандафу (старшими сановниками), он они не управляли делами, а занимались обсуждениями и толкованиями. Поэтому циская школа ученых Цзися вновь расцвела, насчитывая от нескольких сот до тысячи человек» Ши цзи. Глава 46.

  • ""

«Шэнь Дао был чжаосцем, Тянь Пянь, Цзе-цзы были цисцами, Хуань Юань был родом из Чу, все они изучали принципы Дао и дэ согласно [школе] Хуан-Лао, развили и упорядочили её основные идеи. Шэнь Дао написал труд в 12 главах, Хуань Куань составил труд из двух частей, Тянь Пянь, Цзе-цзы и другие-все имели свои сочинения» Ши цзи. Глава 74.

  • " "

"Шэнь-цзы говорил: «Предположим, бежит заяц, а сто человек гонятся за ним. Между тем ясно, что одного зайца не хватит на сто человек. Происходит это оттого, что не установлено, кому должен принадлежать заяц по праву. Тут и сам Яо был бы в затруднении, не говоря уже о человеке дюжинном». Люйши чуньцю. Книга 17. Гл.6.

Литература

  • Го Мо-жо Критика группировки Хуан-Лао из Цзися // Философы древнего Китая. М.,1961. С.217-266.
  • Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 –С.508-509. ISBN 5-244-00757-2
  • Рубин В.А. Шэнь Дао и фа-цзя // Личность и власть в древнем Китае. М., 1999. С. 129-137.
  • Ян Хиншун Материалистическая мысль в древнем Китае. М., 1984. С.111-115.
  • Soon-ja Yang Shen Dao's Theory of fa and His Influence on Han Fei // Paul R. Goldin (ed.), Dao Companion to the Philosophy of Han Fei. Springer 47--63 (2013)
  • Thomson P. The Shen Tzu Fragments . – Diss. Washington (Seattle), 1970. Ed. of Journal of American Oriental Society.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ