Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Шухов, Владимир Григорьевич: биография

Младший сын умер в двадцатилетнем возрасте 1919 году от холеры. Хотя ряд источников рассказывают драматическую историю о том, что воевавший на стороне Колчака Владимир был захвачен в плен красной армией, и, чтобы выкупить его, Владимир Григорьевич, передал новой власти принадлежавшие ему иностранные патенты на свои изобретения, она не соответствует действительности. Как пишет Елена Шухова, один из сыновей Шухова действительно служил в гражданскую войну у Колчака, но это был старший Сергей, впоследствии, как и отец, ставший инженером-строителем и сумевший сохранить отцовский архив. Патенты были переданы государству в 1929 году, поскольку тогдашняя политическая ситуация попросту не оставляла другого выхода. Что-же касается репрессий, от них пострадал средний сын Владимира Григорьевича — Фавий (служивший в молодости у Деникина), который вскоре после смерти отца был сослан в Омск, где заболел туберкулёзом, от которого умер в декабре 1945 года.

Последние годы жизни

В 1928 году Владимир Григорьевич был избран членом-корреспондентом АН СССР, а в 1929 — её почетным членом. В 1929 году был удостоен Ленинской премии. В том же году он становится членом Московского городского совета.

Последним крупным достижением В. Г. Шухова в области строительной техники стала работа по восстановлению после землетрясения древнего медресе Улугбека в Самарканде в 1932 г. Совместно с архитектором М. Ф. Мауэром было проведено выпрямление «падающего» восточного минарета. Эта уникальная операция имела резонанс во всём мире.

В возрасте 79 лет Шухов стал свидетелем осуществления разработанного им ещё в молодости проекта полной переработки нефти. В его присутствии в Баку в 1932 году был пущен в эксплуатацию завод «Советский крекинг». В первые недели её работы Шухов сам следил за ходом производства.

Находясь на заслуженном отдыхе, вел уединенный образ жизни и принимал только друзей и старых товарищей по работе. Все права на свои изобретения и все гонорары Владимир Григорьевич передал советскому государству.

В. Г. Шухов скончался от последствий несчастного случая в возрасте 85 лет. Из-за опрокинутой на себя свечи, он получил тяжелые ожоги более 80% тела. Врачи боролись за его жизнь пять дней, но на шестой день 2 февраля 1939 года сердце Шухова остановилось. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Вклад Шухова в инженерное дело

Развитие нефтяной отрасли и тепловых машин

Владимир Григорьевич Шухов — автор проекта и главный инженер строительства первого российского нефтепровода Балаханы — Чёрный Город (Бакинские нефтепромыслы, 1878), построенного для нефтяной компании «Бр. Нобель». Проектировал и затем руководил работами по постройке нефтепроводов фирм «Бр. Нобель», «Лианозов и К°» и первого в мире мазутопровода с подогревом.

Работая на нефтяных промыслах в Баку, В. Г. Шухов разработал основы подъёма и перекачки нефтепродуктов, предложил метод подъёма нефти с помощью сжатого воздуха — эрлифт, разработал методику расчёта и технологию строительства цилиндрических стальных резервуаров для нефтехранилищ.

В статье «Нефтепроводы» (1884) и в книге «Трубопроводы и их применение в нефтяной промышленности» (1894) В. Г. Шухов привёл точные математические формулы для описания процессов протекания по трубопроводам нефти, мазута, создав классическую теорию нефтепроводов. В. Г. Шухов — автор проектов первых российских магистральных трубопроводов: Баку — Батум (883 км, 1907), Грозный — Туапсе (618 км, 1928).

В 1896 году Шухов изобрел новый водотрубный паровой котел в горизонтальном и вертикальном исполнении (патенты Российской империи № 15 434 и № 15 435 от 27 июня 1896 года). В 1900 году его паровые котлы были отмечены высокой наградой — на Всемирной выставке в Париже Шухов получил золотую медаль. По патентам Шухова до и после революции были произведены тысячи паровых котлов.

Шухов примерно с 1885 г. начал строить на Волге первые русские речные танкеры-баржи. Монтаж осуществлялся точно запланированными этапами с использованием стандартизированных секций на верфях в Царицыне (Волгоград) и Саратове.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ