Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Шульц, Фёдор Богданович

Шульц, Фёдор Богданович

Флот

08 июня 1820 - 20 сентября 1880

российский военный моряк, контр-адмирал Российского императорского флота, военный гидрограф


Фёдор Богданович фон Шульц (нем: Teodor Gottlieb v. Schullz (Schultz, Schoultz), 20 (8) июня 1820, Ревель — 2 октября (20 сентября) 1880, Петербург) — российский военный моряк, контр-адмирал Российского императорского флота, военный гидрограф. Участник Крымской войны на Балтике.

Потомственный дворянин, представитель немецко-балтийского рода фон Шульцев; евангелическо-лютеранского вероисповедания.

Биография

Точное место рождения Теодора Шульца не известно, но скорее всего это был Ревель, где его отец, доктор медицины Генрих Готлиб фон Шульц (Schultz Heinrich Gottlieb) (29.08.1794, Ревель — 09.05.1828, Ревель), призванный после окончания в 1818 году Дерптского университет на флот, служил врачом 18-го флотского экипажа. Работая хирургом, он с 1823 года заведовал Ревельским морским госпиталем, и одновременно женской и детской больницей морского ведомства. Отец скончался, когда Теодору было всего 8 лет и воспитанием двух сыновей занималась одна мать, — Эмилия Элизабет ур. Моллер (Emilie Elisabeth Mller) (23.04.1801, Ревель - 21.06.1886, Ревель).

Образование получил в 1-м Штурманском полуэкипаже в Кронштадте, куда по инициативе дядюшки (брата матери), в то время капитан-лейтенанта флота Александра Адамовича фон Моллера, поступил кадетом в 1832 году. Учёба продолжалась 9 лет. О серьёзности образования говорит тот факт, что помимо математических наук и специальных предметов, одних только иностранных языков изучалось три: французский, немецкий и английский. Успешно сдав экзамены, 30 марта 1841 года Теодор был выпущен в кондукторы Корпуса флотских штурманов с правом для скорейшего получения офицерского чина прослушать курс при Морском кадетском корпусе. Учёбу требовалось совмещать с несением основной службы. Лишь 9 августа 1844 года по результатам экзаменов Т. Шульц был произведён в прапорщики и оставлен в своём корпусе уже в офицерском чине.

С 1842 по 1853 годы Теодор, который для удобства стал называться Федором Богдановичем, занимался гидрографическими и картографическими работами на Балтике. В эти годы он плавал на пароходе «Быстрый», бриге «Филоктет», шхунах «Радуга» и «Снег». Весной 1843 года на транспорте «Волхов» ставил вехи у полуострова Дагерорт, а в 1844—1846 годах на том же судне проводил гидрографические работы в Рижском заливе. В 1849 году уже на гидрографической шхуне «Печора» Ф. Б. Шульц производил съемку берегов Рижского залива и острова Эзель. В 1853 году в составе экипажа транспорта «Пинега» выполнял гидрографические работы в шхерах Финского залива. 23 апреля 1850 года в связи с реорганизацией Ф. Б. Шульцу было изменено воинское звание прапорщика на мичмана, а 30 марта 1852 года присвоено очередное звание лейтенанта флота. За отличия по службе ему дважды жаловался полугодовой оклад.

С вступлением в марте 1854 году в Крымскую войну Франции и Великобритании возникла реальная угроза эскалации войны на восточных рубежах России. 20 августа на трехмачтовом транспорте «Неман» (командир П. Я. Шкот) с грузом цветных металлов для нужд армии на Дальнем востоке, в должности старшего офицера Ф. Б. Шульц отправился в плавание на Камчатку. Экспедиция трагически закончилась уже через двое суток. При выходе из Балтийского моря, следуя проливом Каттегат, транспорт попал в сильнейший шторм, и в районе Гётеборга (Швеция) разбился о прибрежные скалы. В ту ночь в на дне пролива оказалось 23 судна. Благодаря четким действиям офицеров, жертв среди членов экипажа «Немана» удалось избежать. Но погиб сам парусник и весь его ценный груз. В 1855 году в Морском сборнике этому событию была посвящена статья Ф. Б. Шульца «Очерк о плавании транспорта „Неман“». Интересно, что спустя ровно сто лет шведский любитель подводного плавания из Гётеборга Ингвар Эльфстрем случайно обнаружил истлевший корпус транспорта «Неман». Он скрытно поднял и нелегально продал весь ценный груз и имущество, найденное на транспорте. Вырученные деньги Эльфстрем вложил в создание и развитие фирмы по производству водолазного снаряжения. Сегодня это одна из популярных транспортных морских компаний «Poseidon marine group».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ