Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Штернберг, Яков Моисеевич

Штернберг, Яков Моисеевич

Литература

18 апреля 1890 - 10 апреля 1973

еврейский поэт-авангардист, эссеист, драматург, театральный режиссёр, и теоретик театра


Янкев Штернберг (идиш ; рус. Яков Моисеевич Штернберг; 18 апреля 1890, Липканы Хотинского уезда Бессарабской губернии — 10 апреля 1973, Москва) — еврейский поэт-авангардист, эссеист, драматург, театральный режиссёр, и теоретик театра. Писал и режиссировал на идише.

Биография

Ранние годы

Янкев Штернберг родился и вырос в Липканах (сейчас в Бричанском районе Молдовы) — местечке на левом берегу Прута, которое еврейский поэт Хаим Нахман Бялик прозвал «Бессарабским Олимпом» и которое дало еврейской литературе ряд громких имён. Его отец, Мойше-Меер-Бэр, был зажиточным торговцем зерном и скотом. В детстве Юкл Штернберг (как его тогда звали) сдружился со своим погодкой, другим будущим литератором Мойше Альтманом, с которым он вместе учился в хедере и Каменец-Подольской частной русской гимназии (уже в послевоенное время их отношения охладятся) . Дебютировал сказкой в одесской газете «Ундзэр лэбм» (Наша жизнь) в 1908 году. Печатался в сборниках «Фрайэ эрд» (Свободная земля, 1910) и «Дос найэ ланд» (Новая страна, 1911), составленных Аврумом Рейзеном, и в одесской газете «Гут моргн» (Доброе утро).

В 1914 году перебрался в Черновцы, оттуда — в Румынию, поначалу в Яссы, где сотрудничал с литературным журналом «Лихт» (Свет, редактор Янкев Гропер), четыре номера которого вышли между декабрём 1914 и сентябрём 1915 года. Журнал уделял особое внимание зарождавшемуся еврейскому театру и призывал к «ренессансу еврейской сцены в Румынии» на некоммерческой основе: «Еврейская сцена должна служить местом обучения, она должна сближать евреев посредством еврейского слова…».

Исрул (Израил) Беркович (1921—1988), знаменитый румынский драматург и историк театра, рассматривал организованные журналом литературно-музыкальные вечера «началом современного еврейского театра в Румынии»; предтечей этого возрождения стал Штернберг. Последний принёс идеи Станиславского в Румынию, вместе с тем стараясь создать некий сплав этих идей с возвращением к водевильным истокам еврейского театра и к основавшему пятью декадами ранее в тех же Яссах первую еврейскую труппу Авруму Гольдфадену. Назвав Гольдфадена «Фэт-Фрумосом (Прекрасным Рыцарем), разбудившим летаргическую еврейскую культуру Румынии» в 1876 году, Штернберг возглашал: «Единственная среда, которая может привлечь еврейские массы — это традиционный народный театр, даже не литературный… Поэтому я призываю к социально-политическому театру, театру … текущих событий, первому театру такого рода на идише».

В эти годы Штернберг активно печатался в журналах: «hамэр» (Молоток, Брэила), «Фрайhайт» (Свобода), «Арбэтэр цайтунг» (Рабочая газета), «Дос найэ лэбм» (Новая жизнь) в Черновцах, «Литэраришэ блэтэр» (Литературные листки, Варшава), «Цайт» (Время, Нью-Йорк), и др.

В Бухаресте

В 1917 году Штернберг занимается театральным воплощением стихотворных мотивов Бялика. В 1917-18 годах Штернберг и Янкев Ботошанский начинают собственную труппу (театр-ревю), на этот раз в Бухаресте, и пишут для неё 9 пьес (т. н. «ревистэс»), включая «Цимес», «Букарэшт-Йэрушолаим» (Бухарест-Иерусалим), «Мыцкедрынэм» (Внезапно), «Гринэ блэтэр» (Зелёные листья), «Кукурику» (Кукареку), «Шолэм-Алэйхем» (Здравствуйте), «hэршелэ Острополер» (Гершеле из Острополя), «Дэр ярид афн дах» (Ярмарка на крыше) и «Рожинкэс мит мандлэн» (Изюм с миндалем), — все музыкальные комедии с элементами гротеска. В 1920 году становится редактором органа еврейской секции Румынской социалистической партии «Дэр вэкэр» (Будильник), издаваемого в сотрудничестве с поэтами Элиэзером Штейнбаргом и Янкевом Ботошанским. Статьи того времени проникнуты социалистическими идеями и антиклерикальной направленностью.

В 1924-26 годах Штернберг руководит знаменитой виленской труппой (Вилнэр Трупэ). Румынская ежедневная газета Adevrul (Правда) от 23 августа 1924 года, вскоре после прибытия виленской труппы, писала: «Подобную демонстрацию художественного таланта, даже на этих небольших подмостках в „Жигнице“ (летний театр в Бухаресте — ред.) и даже на идише необходимо посетить всем интересующимся превосходным воплощением драмы».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ