Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Шипов, Александр Павлович (лётчик)

Шипов, Александр Павлович (лётчик)

Герои

08 февраля 1916 - 01 июня 1971

лётчик-истребитель, Герой Советского Союза, генерал-майор авиации


Александр Павлович Шипов (26 января [8 февраля] 1916 — 1 июня 1971) — лётчик-истребитель, Герой Советского Союза, генерал-майор авиации.

Биография

Родился в Москве в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1940 года. В 1935 году окончил Московский техникум точной механики. В ВМФ с 1935 года. Окончил в 1937 году Ейское военно-морское авиационное училище.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1943 года.

Воевал в составе 20-го истребительного авиаполка 14-й смешанной авиационной дивизии ВВС Северного флота, был штурманом полка. К октябрю 1944 года капитан Шипов совершил 68 боевых вылетов, в 21 воздушном бою сбил 11 самолётов противника и 1 повредил.

Звание Героя Советского Союза присвоено 5 ноября 1944 года.

После войны продолжал службу в ВМФ. В 1959 года окончил Военно-Воздушную академию. С 1964 года генерал-майор авиации Шипов — в запасе. Жил в Москве. Работал в научно-исследовательской организации.

Награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, медалями.

Похоронен в Москве на Введенском кладбище. Бюст А. П. Шипова, в числе 53-х лётчиков-североморцев, удостоенных звания Героя Советского Союза, установлен на Аллее героев-авиаторов Северного флота, открытой 29 октября 1968 года на улице Преображенского в посёлке Сафоново ЗАТО город Североморск Мурманской области.

Один из воздушных боёв советского аса

Описываемый воздушный бой состоялся летом 1944 года, когда авиация Северного флота вела интенсивные налёты на немецкие караваны, военно-морские базы и другие объекты противника. По воспоминаниям за подписью Героя Советского Союза майора Шипова А. П., включённым в сборник «Сто сталинских соколов» под названием «Руководство воздушным боем»:

По получении приказа: «Шестёркой самолетов Ил-2, топмачтовым бомбометанием уничтожить транспорт противника, идущий с эскортом в район Варангер-Фиорда» лётный состав, включая:

  • шестёрку Ил-2 под командованием капитана Катунина и
  • группу истребителей прикрытия Як-9 из расчёта 2:1 (12 машин) под командованием А. П. Шипова

изучил и проработал задание, включая маршрут и профиль полёта, место сбора после атаки, сигналы управления. Истребители были разбиты попарно, с закреплением за каждой парой конкретного бомбардировщика Ил-2. При выходе последнего из строя сопровождающая его пара должна была переходить в режим его непосредственного прикрытия.

После взлёта группа собралась на кругу, над своим аэродромом, и бреющим полётом пошла вдоль Кольского залива с последующим удалением на 3000 м от береговой черты. Набрав высоту в построении четвёрками, истребители в 60—70 км от цели перестроились, заняв следующий боевой порядок:

  • первая четвёрка (группа непосредственного прикрытия) шла с самолетами Ил-2 на удалении 100—150 м с превышением 100—150 м;
  • вторая четвёрка (ударная группа) шла сзади на 200—250 м с превышением 400—500 м;
  • третья четвёрка (резерв) маневрировала позади всей группы с небольшим превышением над всеми.

За 10-15 км до цели в 600—700 м справа от советских самолётов на одной высоте внезапно показались 4 истребителя противника. Предупредив группу по радио о появлении противника, Шипов приказал одной паре из второй четвёрки отвернуть в сторону немцев и связать их боем. В это время снизу подошли ещё 4 вражеских истребителя, связать которые было приказано паре, оставшейся от второй четвёрки. Тем временем самолёты Ил-2 перешли в атаку, начав топмачтовое бомбометание. В это время сверху появилось ещё 6 истребителей противника, с которой вступило в бой звено резерва под непосредственным командованием Шипова. Учитывая, что на выходе из атаки и непосредственно над кораблями были ещё самолеты противника, первой четвёрке Як-9 было приказано продолжать задачу непосредственного прикрытия бомбардировщиков Ил-2.

Таким образом завязался воздушный бой 14 истребителей противника против 12 истребителей Як-9 и 6 бомбардировщиков Ил-2. По ходу боя ведущий группы Ил-2 Катунин держал связь с Шиповым по радио и дублировал условными ракетами манёвры выхода из атаки и ухода к месту сбора. Его сообщения Шипов повторял по радио своим истребителям. По возможности самолёты Ил-2, около которых продолжался бой, помогали группе огнём своих пушек и пулемётов. Приказав истребителям оттягиваться в сторону самолетов Ил-2, Шипов настаивал, чтобы они при этом не увлекались боем и не теряли из виду бомбардировщики, прикрытие которых составляло главную задачу группы.

В результате этого вылета был потоплен один транспорт и сбито 3 самолёта противника. Вся группа советских самолётов вернулась без потерь.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ