Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Шимон Бар Иохай

Шимон Бар Иохай

Другое

один из виднейших еврейских законоучителей, танна четвертого поколения, праведник, основоположник каббалы


Рабби Шимон Бар Иохай (Рашби) (др.-евр. ; II век) — один из виднейших еврейских законоучителей, танна (мудрец, живший в период Мишны) четвертого поколения, праведник, основоположник каббалы. Ученик рабби Акивы. Множество раз упоминается в Талмуде. В каббалистической традиции считается автором Книги Зогар.

Биография согласно Талмуду

Учеба у рабби Акивы

Рабби Шимон бар Йохай родился в семье Йохая и Сары. В возрасте 5 лет начал изучать Тору в Иерусалиме.

Вскоре после своей свадьбы отправился в Бней-Брак и тринадцать лет учился у рабби Акивы, в его иешиве (академии), не возвращаясь домой. Впоследствии открыл собственную ешиву в Сидоне, но продолжал приезжать к своему учителю, пока тот был жив. Он был настолько связан с рабби Акивой, что когда римляне посадили того в тюрьму за преподавание Торы, рабби Шимон тайно, подвергая себя опасности, пробирался туда, чтобы учиться у него. Всё время, пока рабби Шимон учился у своего учителя, он находился в тени, и никто не замечал его величия и мудрости. Однажды рабби Акива сказал ему: «Достаточно тебе, что Всевышний и я знаем о твоих силах!». Рабби Акива с большой симпатией относился к своему ученику и называл его «мой сын».

Впоследствии р. Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой.

Рабби Шимон был одним из пяти учеников рабби Акивы, оставшихся в живых после страшной эпидемии, которая унесла жизни 24 тысяч мудрецов. Среди учителей Рашби были также другие мудрецы Торы — рабби Йеошуа, рабби Йегуда бен Баба, но сам рабби Шимон считал, что своими знаниями и глубоким пониманием Торы он в первую очередь обязан рабби Акиве.

Отношение к римскому правлению

Во времена правления римского императора Адриана были введены жестокие законы, направленные на подавление духовной жизни еврейской общины и запрещающие соблюдение основных заповедей иудаизма.

В ответ на это на территории Израиля вспыхнуло восстание Бар-Кохбы, которое было безжалостно подавлено. Римлянами был казнен учитель Рашби рабби Акива и многие другие еврейские мудрецы.

Когда р. Акива был брошен римлянами в темницу, р. Шимон, рискуя жизнью, пробрался к нему, чтобы не прерывать совместного изучения Торы (Песахим 112а). Он стал свидетелем мучительной казни, которой был подвергнут его учитель. После смерти р. Акивы он получил смиху от р. Йеуды бен Бавы  (Санхедрин 14а).

После смерти Адриана в 138 году на престол взошел более благоволивший евреям Антоний Пий. Однако законы, введенные его предшественником, продолжали оставаться в силе.

В Талмуде приводится рассказ о том, что рабби Шимон отправился в Рим в составе делегации еврейских мудрецов, чтобы отменить постановления, запрещающие соблюдение основных заповедей иудаизма, таких как обрезание и Шаббат. Благодаря своим знаниям в области чудес Рашби смог вылечить дочь императора от душевного недуга. В благодарность император предложил мудрецам выбрать то, что они пожелают, из царской сокровищницы. Мудрецы попросили в качестве награды уничтожить антиеврейские декреты Адриана, находящиеся там.

Однако даже после отмены законов Адриана положение в Эрец-Исраэль оставалось напряженным. Любая попытка критики римских властей приводила к преследованиям. Несмотря на грозящую опасность, рабби Шимон открыто проповедовал негативное отношение к римским властям, за что был приговорен к смерти.

В Талмуде сказано:

Рабби Йехуда, рабби Йоси, рабби Шимон и Йехуда бен Герим обсуждали вклад римлян в развитие страны. Рабби Йехуда сказал, что римляне сделали много хороших вещей — основали рынки, мосты и бани. Рабби Йоси промолчал. Рабби Шимон сказал, что все, что сделали римляне, — сделали для собственной пользы. Рынки — чтобы было место для проституток, бани — для ублажения собственного тела, мосты — для сбора пошлин. Йехуда бен Герим разболтал содержание разговора. Это дошло до властей, и они решили, что р. Йехуда должен получить повышение за то, что возвеличил римское правление, р. Йоси должен быть сослан в Ципори за то, что промолчал, а р. Шимон должен быть казнен за то, что порицал правящий режим.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ