Марина Игоревна Шептунова (род. 1 апреля 1955, Москва) — советский и российский сценарист. Лауреат Государственной премии СССР (1987).
Биография
Марина Шептунова окончила сценарный факультет ВГИКа (мастерская Василия Соловьёва и Людмилы Кожиновой, 1976). В кино дебютировала в 1982 году, когда на экраны вышел фильм «Открытое сердце», снятый по её сценарию.
Широкие обобщения мне неинтересны. Интересно как раз исключительное, частное, одинокое, если хотите, узкое — как голос, взгляд, судьба. Обобщение всегда насилие над. Так что местоимением «мы» я пользуюсь в о-очень узком смысле. — Марина Шептунова |
Фильмография Шептуновой представлена девятью картинами, восемь из которых получили отечественные и международные награды. Так, лента «Наблюдатель» (режиссёр Арво Ихо) была удостоена Гран-при на кинофестивале северных стран в Руане (1988). Фильм «Катафалк» (режиссёр Валерий Тодоровский) стал обладателем Гран-при на кинофестивале в Мангейме (1991).
Призами разного достоинства была отмечена картина «Подмосковные вечера» (режиссёр Валерий Тодоровский, 1994), в котором по воле сценаристов Марины Шептуновой и Станислава Говорухина сюжет повести Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» был «транспонирован в советский быт».
Драма «Музыка для декабря» (режиссёр Иван Дыховичный) стала участником Каннского кинофестиваля (1995). Наталья Рязанцева, повествуя о сложной работе над сценарием к фильму «Собственная тень», упомянула, что когда ей срочно понадобился соавтор, она пригласила Шептунову. Та «быстро написала <…> обаятельный текст» — картина была запущена в производство.
Один из наиболее заметных фильмов, снятых с участием Марины Шептуновой, — «Игры для детей школьного возраста» (режиссёр Арво Ихо). За эту работу, в которой «светлые, но отнюдь не умиротворяющие настроения перекрывают жестокость увиденного на экране», Шептунова получила приз «За лучший сценарий» на Всесоюзном кинофестивале (1986) и Государственную премию СССР (1987).
«Новейшая энциклопедия отечественного кино», рассказывая о творчестве Шептуновой, характеризует её героинь как «античных женщин в современном мире, восторженно-яростных богинь — Клеопатр, Антигон, Медей». Кинокритик Денис Горелов видит в них «отверженных благотворительниц, спасающих самоубийц, подкидышей и заблудившихся мужчин».
Фильмография
- 1982 — «Открытое сердце» — автор сценария
- 1985 — «Игры для детей школьного возраста» — автор сценария
- 1987 — «Залив счастья» — автор сценария
- 1988 — «Наблюдатель» — автор сценария
- 1990 — «Катафалк» — автор сценария
- 1990 — «Только для сумасшедших» — автор сценария
- 1994 — «Подмосковные вечера» — автор литературной основы (совместно со Станиславом Говорухиным)
- 1995 — «Музыка для декабря» — автор сценария (совместно с Иваном Дыховичным)
- 2000 — «Собственная тень» — автор сценария (совместно с Натальей Рязанцевой)
Награды
- Всесоюзный кинофестиваль (1986) — приз за лучший сценарий («Игры для детей школьного возраста»)
- Государственная премия СССР за 1987 год («Игры для детей школьного возраста»)
- премия ТЭФИ (2006) — победитель в номинации «Сценарист телевизионного документального фильма/сериала» («Паломничество в Вечный город», «Апостол Павел»)