Алексей Александрович Шепелёв (подписывается обычно Алексей А. Шепелёв или Алексей О. Шепелёв; р. 1978, село Сосновка Тамбовской области) — русский писатель. Лауреат премии «Нонконформизм»(2013), финалист премии Андрея Белого (2014), лидер группы «Общество Зрелища» (1997—2014), кандидат филологических наук.
Биография
Родился 23 февраля 1978 года в селе Сосновка Тамбовской обл. Писать начал с семи лет, постоянно писал истории «про котов», а читал мало. Окончил среднюю школу, получив аттестат с отличием, но без наградной медали (предположительно из-за наличия выговоров за поведение в 10-11 классах).
Окончил филологический факультет Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина (1995—2000). На последних курсах учился плохо, находясь в конце обучения на грани отчисления, при этом, по воспоминаниям, огорошивая студентов и преподавателей фразой: «Если меня не отчислят, я поступлю в аспирантуру».
В 2003 году окончил аспирантуру Тамбовского государственного технического университета, несмотря на нарекания за выбор темы, защитил диссертацию «Ф. М. Достоевский в художественном мире В. В. Набокова. Тема нимфолепсии как рецепция темы „ставрогинского греха“»).
Разочаровавшись не только в системе образования, но и в университетской науке, никогда не работал по специальности: преподавателем в вузе, школе или колледже, не участвовал в научных конференциях и т. д.
Печататься начал в 1995 г. в тамбовской прессе, а вскоре и в московских литературных альманахах. Первоначальную известность приобрёл как поэт-авангардист, участник акций Академии Зауми С. Е. Бирюкова. С 1993 г. писал как стихотворения и поэмы («поэтические тексты»), так и прозу, но в 2007 г. прекратил писать стихи — «чтобы не повторяться», после чего «поэтическое видение полностью покинуло меня».
В 1997 г. стал основателем и идеологом объединения «Общество Зрелища» (совместно с однокурсником О’Фроловым), провозгласившего концепцию «искусства дебилизма» или «явлений» (в духе ОБЭРИУ), а позже «радикального радикализма». «Группа, которую никто не видел» не давала концертов, однако записи, литературные тексты, аудиоспектакли и т. п. распространялись уже на аналоговых носителях, и не только в Тамбове, затем последовали публикации в Интернете и литературных альманахах. В 2010-е гг. постфактум пишут о «культовом статусе группы», справедливо отмечая при этом его локальность и маргинально-андеграундный характер. В начале «нулевых» большое влияние «на неокрепшие умы тамбовской пишущей и вообще думающей молодёжи», скорее, оказывала поэзия А. Шепелёва, близкая по драйву и тематике к индустриальной рок-музыке.
Сами же лидеры группы кочевали с одной съёмной квартиры «сарайного типа» («курятьник», «берлага» и т. п.) на другую, при этом не прекращались перформансы «для избранных» (так называемого «суб-Общества»), формировался и «уходил в народ» словотворческий «диалект „ОЗ“». По словам Шепелёва, «это был, конечно, и чистый порыв к искусству и прорыв к нему, но и вместе с тем просто способ выживания в маловыносимых условиях».
В 2013 г. вышел CD с альбомом «А бензин — низ неба» (лейбл «Выргород», 2013) и двумя бонустреками: сборником синглов «Шаривари» и аудиоспектаклем «Анти-антисептин, День Моркови и другие приключения „святых от Алкоголизма“ Ундиния и Максимия», группа также стала лауреатом премии «Нонконформизм-2013» в номинации «Нонконформизм-поступок» (за лучший нонконформистский текст года).
Альбом получил немало положительных рецензий в музыкальной прессе: журнал «Rockcor», газета «Завтра», сайт «Контрабанда» , рок-портал «Репродуктор», агентство «Sky24» и др. Музыка «ОЗ» прозвучала в программе «StereoVoodoo» А. Троицкого, который сравнил альбом с творчеством группы «Звуки Му». Пластинку также высоко оценили такие мэтры отечественного андеграунда, как Кузя УО (К. Рябинов) и Граф Хортица (Гарик Осипов). Открылся авторизованный сайт объединения Nasos-oz.ru. Состоялись, по сути, первые концертные выступления в Москве и Тамбове, после чего группа, отказавшись от пути шоу-бизнеса (по другим данным, из-за личной ссоры участников), распалась.