Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Шенье, Мари-Жозеф

Шенье, Мари-Жозеф

Театр

11 февраля 1764 - 10 января 1811

французский драматург и политический деятель


Мари-Жозеф Шенье (фр. Marie-Joseph Blaise de Chnier; 28 августа 1764, Константинополь — 10 января 1811, Париж) — французский драматург и политический деятель.

Биография

Недолго служил в армии.

Первое его произведение — двухактная комедия «Edgar ou le page syppos» (написана в 1783 году), поставленная в Париже в 1785 году, — не имело успеха. В следующем году также не имела никакого успеха его трагедия «Azmire». В течение нескольких лет Шенье работал над двумя трагедиями: «Charles IX» и «Henri VIII», но они не были допущены цензурой к постановке на сцене вплоть до начала революции. В защиту свободы театра Шенье в 1789 году напечатал две брошюры: «La libert des thtres en France» и «Dnonciation des inquisiteurs de la pense». Цензор драматических произведений Сюар, задетый в последнем памфлете, отвечал анонимной статьей в «Journal de Paris». Шенье выступил против Сюара с новым резким памфлетом «A messieurs les Parisiens sur la tragdie de Charles IX». Шум, поднятый вокруг пьесы Шенье, вызвал к ней особое внимание парижской публики, и когда 4 ноября «Карл IX» наконец появился на сцене, колоссальный успех превзошёл все ожидания; публика с восторгом подхватывала многочисленные намеки на политические обстоятельства, например фразы против гнета и злоупотреблений властей и т. п. Тальма в роли Карла IX был великолепен, создав полный жизни тип мучимого угрызениями совести короля-убийцы. 33 первых представления дали небывалый для того времени сбор в 128 тысяч франков. В среде самого товарищества артистов «Comdie Franaise», находившегося под влиянием придворных сфер, «Карл IX» был встречен враждебно. Пьесу сняли с репертуара; это вызвало волнение в труппе; дело дошло до дуэли между Тальмой, сочувствовавшим революционным идеям, и актёром Ноде. Тальма, с другими лучшими силами труппы, выступил из товарищества и открыл новый театр, получивший название «Thtre Franais» и сохранившийся на том же месте до наших дней. Для открытия его была поставлена трагедия Шенье «Henri VIII», также полная политических намеков, но не имевшая уже такого шумного успеха, как «Charles IX».

Следующая пьеса Шенье: «Jean Calas ou l’Ecole des Juges» выдержала на сцене «Thtre Franais» только три представления; крайне напыщенный стиль и преувеличенный пафос претили даже публике, привыкшей к патетическим декламациям тогдашней французской сцены. Крупный успех имела его пьеса «Cajus Gracchus» (1792), направленная, по мысли автора, против умеренных, но вызвавшая фразой Des lois et non du sang!.., намекавшей на террор, несколько яростных нападок в конвенте. В следующем году Шенье поставил одноактную пьесу "Triomphe de la Rpublique ou le Camp de Grandpr ", с музыкой Госсека и балетом Горделя. Следующие два произведения Шенье «Fnelon ou les Religieuses de Cambrai» (5-актная трагедия) и «Timolon» (3-актная трагедия с хорами, для которых музыку написал Мегюль) подверглись преследованиям со стороны конвента; инкриминировались фразы об умеренности и терпимости и протесты против деспотизма и террора. Первая пьеса, после нескольких представлений и огромного успеха, выпавшего на долю игравшего заглавную роль Монвеля, была снята с репертуара, а вторая по приказу комитета общественного спасения воспрещена к постановке во время репетиций, и сама рукопись сожжена. В эту эпоху Шенье достиг апогея своей популярности; последней он обязан был не только сцене, но и другим произведениям. Особенную славу ему создал его «Le Chant du Dpart» (1794, с музыкой Мегюля), сделавшийся народной песнью, в то время почти столь же распространённой, как и «Марсельеза»; публике нравились также его «Hymnes la Raisn», «Hymnes l’Etre supreme», «Au Neuf Thermidor», «Dix Aot», «Pour la pompe fun bre de Hoche».

Член Якобинского клуба, Шенье был избран в национальный конвент. Примкнул к монтаньярам, голосовал за казнь короля Людовика XVI. Участвовал в издании закона 14 нивоза III года республики (3 января 1795 года) о пособиях для литераторов, в учреждении национального института музыки (28 июля 1795 года), в амнистии для политических преступников, в декрете о перенесении праха Лепелетье, Декарта и Марата в Пантеон.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ