Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Шелгунов, Николай Васильевич: биография

вел переписку с разжалованным рядовым В. Костомаровым

и в том, что

имеет вредный образ мыслей, доказывающийся не пропущенной цензурой статьей.

Шелгунов просидел в Петропавловской крепости до 1864 г.

В 1864 г. в Европе бывшая жена Шелгунова родила своего младшего сына Николая (1864—1909) от революционера Серно-Соловьевича.

В ноябре 1864 г. Шелгунов был выслан административно в Вологодскую губернию. Здесь Шелгунов переходил из города в город — из Тотьмы, где он был первое время, в Устюг, Никольск, Кадников и Вологду. Условия жизни в этих городах тяжело отзывались и на настроении, и на здоровье Шелгунова.

В Вологодской губернии Николай Шелгунов прожил 5 лет в ссылке на поселении (с декабря 1864 по 1869 гг.).

В это время Шелгунов продолжал писать для «Русского Слова» и очень много, но значительная доля присылаемого из ссылки в редакцию пропадала, не пропущенная цензурой. 8 января 1866 г. «Русскому Слову» дано было предостережение, между прочим, за статью Шелгунова, в которой

предлагается оправдание и даже дальнейшее развитие коммунистических идей, причем усматривается возбуждение к осуществлению названных идей.

В 1866 г. было основано «Дело», и Шелгунов начал в нём сотрудничать с той же энергией, как и в «Русском Слове». Лишь в 1869 г. ему разрешено было покинуть Вологодскую губернию, но въезд в Петербург был запрещен, поэтому он поехал в Калугу; в 1874 г. он получил разрешение переехать в Новгород, затем в Выборг; только в конце 1870-х годов Шелгунов получил доступ в Санкт-Петербург. После смерти Благосветлова он сделался фактическим редактором «Дела», а при графе Лорис-Меликове получил даже утверждение в этом звании, впрочем — ненадолго (до 1882 г.). В 1883 г. Шелгунов был выслан в Выборг.

Последние годы

После перехода «Дела» в другие руки, Шелгунов прекратил в нём сотрудничество. Литературная деятельность Шелгунова в восьмидесятых годах носит иной характер. Представитель шестидесятников, Шелгунов скептически смотрел на появление на исторической сцене «восьмидесятников»; оставаясь верным идеям своей эпохи, он из публициста-пропагандиста превратился в обозревателя русской жизни. С этим он часто и выступал на страницах «Русской Мысли», где ежемесячно появлялись его «Очерки русской жизни», пользовавшиеся большим успехом у читателей. Мнения Шелгунова в это время приобрели высокий нравственный авторитет; к его голосу прислушивались с особенным вниманием, как к голосу человека, много испытавшего и сохранившего непреклонную верность убеждениям своей молодости. В «Русской Мысли» появились и очень ценные воспоминания Шелгунова о шестидесятых годах и их представителях.

В 1872 г. появились три тома «Сочинений Шелгунова». В 1890 г. Павленков издал «Сочинения Шелгунова» в двух томах. В 1895 г. О. Н. Попова переиздала «Сочинения» тоже в двух томах, но с иным распределением материала; в добавление к ним были отдельным томом изданы «Очерки русской жизни» (СПб., 1895). В этих книгах было собрано далеко не все, что написано Шелгуновым в течение продолжительной его деятельности в «Русском Слове», «Деле» и других изданиях.

Николай Васильевич Шелгунов умер 12 апреля 1891 года.

Значение деятельности

Шелгунов излагал мысли, характерные для либеральных течений 1860-х гг., однако он был одним из «первопроходцев» русского либерального движения и тем оригинален. Шелгунов уступал в даровании таким блестящим представителям его эпохи, как Писарев, но, обладая серьёзным образованием, очень хорошо исполнял то дело, которое выпало на его долю и к которому можно применить широкий термин «распространение знания». Шелгунов писал по самым разнообразным вопросам: его статьи в собрании его сочинений распределяются на исторические, общественно-педагогические, социально-экономические и критические. Эти рубрики все-таки ещё не выражают всего разнообразия тем, затрагиваемых Шелгуновым. Он писал только тогда, когда чувствовал, что статья его нужна. Он написал популярный очерк по русской истории до Петра Великого, потому что встретил одного капитан-лейтенанта, который не знал, кто такой Степан Разин. Он напечатал статью «Женское безделье», потому что увидел, что русской женщине неизвестны самые простые экономические понятия, с которыми нельзя познакомиться из романов и повестей — единственного чтения женщин того времени. Характерной особенностью Шелгунова, как публициста шестидесятых годов, является вера в силу знания: нужно только понять, узнать причины явления — дальше, как считали идеалисты-шестидесятники, процесс претворения знания в дело пойдет сам собой.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ