Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Шамши-Адад I

Шамши-Адад I

Монархи

годах до н


Шамши-Адад I — верхнемесопотамский царь, правил приблизительно в 18071774 годах до н. э.

Происходил из аморейского племени ханейцев. Захватив Ашшур и став правителем Ассирии, Шамши-Адад объединил под своей властью все территории, располагавшиеся между Тигром и Евфратом в их верхнем течении — именно поэтому возникло название «царство Верхней Месопотамии», которым некоторые современные ассириологи обозначают его державу. После его смерти гегемонию в регионе получил его младший современник, правитель Вавилонии Хаммурапи.

Происхождение Шамши-Адада

Отцом Шамши-Адада назван в надписи Асархаддона некий Белкаби («Бог — его звезда»). Это имя, очевидно, тождественно с Игуркабкабу, отчеством Шамши-Адада, известным по штампованной надписи на кирпичах, найденных в Ашшуре, и с Ила-кабкаби (Илукапкапи), каковым именем назван отец Шамши-Адада в Хорсабадском царском списке.

Несмотря на то, что Белкаби не называется «жрецом Ашшура» в надписи Асархаддона, лишён титула энси, на штампованных кирпичах из Ашшура, не является правителем Ассирии в Хорсабадском списке, тем не менее, он был самостоятельным правителем какой то области Верхней Месопотамии (вероятно, в Терке). Об этом упоминает дипломатическое письмо из Мари, согласно которому Белкаби предпринял нападение на Мари, а его посол известен из документов, найденных в Эшнунне. В одном частноправном документе датированным 1-м годом Син-мубаллита отца Хаммурапи контрагенты клянутся именем вавилонского царя и именем Белкаби. За то, что Белкаби занимал положение самостоятельного правителя говорит и то обстоятельство, что Шамши-Адад в Хорсабадском списке не объявлен узурпатором, хотя и не является сыном своего предшественника Эришума II.

Хотя позднейшие ассирийские царские списки действительно включали его (а, равно как, и ряд его предков) в число ассирийских царей, и хотя Шамши-Адад оставил множество своих надписей в городе Ашшуре и произвёл коренную реформу его канцелярий, введя в них новую (вавилонско-евфратскую) письменную традицию, он никогда не считал себя царём Ашшура, и не связывал своих царских титулов («царь множеств (шаркишшатим), поставленный Энлилем») ни с Ашшуром, ни с его богами. Там он принял сначала титул ишшиаккум, а позже называл себя только строителем храма бога Ашшура.

Захват Ашшура

История завоеваний Шамши-Адада не вполне понятна. Известно лишь, что они шли в двух основных направлениях: по Евфрату и к западу от него, и по Тигру и к востоку от него. Шамши-Адад упоминает Эришума I и его сына Икунума как своих предшественников на троне Ашшура, совершенно умалчивая о следующих после Икунума четырёх правителях: Саргоне I, Пузур-Ашшуре II, Нарам-Сине и Эришуме II. Это объясняется тем, что Шамши-Адад занял Ашшур не сразу. Вероятнее всего, Шамши-Адад начал свои завоевания из Вавилонии, куда он бежал, когда его отец Ила-кабкаби потерял власть в Терке, будучи выбит оттуда царём Мари Яггид-Лимом. В списке ассирийских царей содержатся следующие сведения о том времени:

«Шамши-Адад, сын Ила-кабкаби, отправился, когда [царём Ассирии был] Нарамсин, в Кардуниаш [то есть Вавилонию]. Когда Ибни-Адад занимал должность лимму, Шамши-Адад пришёл на север из Кардуниаша; он захватил город Экаллатум и на протяжении трех лет проживал в Экаллатуме. Когда Арамат-Иштар занимал должность лимму, Шамши-Адад пришёл на север из Экаллатума, свергнул Эришума [царя Ассирии], сына Нарамсина [Ассирийского], взошёл на трон (сам) и правил на протяжении 33 лет».

Позднее, уже став царём Ассирии, Шамши-Адад приказал вырезать собственную надпись, где вместо древнеассирийского языка, на котором составлялись тексты царей Ашшура, правивших до него, использовался вавилонский диалект. Обосновывая своё вступление на престол он заявлял, что на трон Ашшура его призвали Анум и Энлиль, древние шумерские боги, считавшиеся защитниками царей. Данные факты также свидетельствует о том, что Шамши-Адад довольно длительное время пребывал в Вавилоне и проникся искренней любовью к его языку и культуре.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ