Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Шамбезода, Хусрав Джамшедович

Шамбезода, Хусрав Джамшедович

Лингвисты

филолог-лингвист, доктор филологических наук , профессор


Хусрав Джамшедович Шамбезода  (тадж. Хусрав амшедович Шамбезода род. 25.05.1956, г. Хорог ГБАО) — филолог-лингвист, доктор филологических наук (2007), профессор (2008). Отличник образования Республики Таджикистан (1997).

Биография

  • 1980 году — окончил ДГПИ им. Т. Г. Шевченко,
  • 1982—1985 гг. — преподаватель кафедры русского языка и общего языкознания ДГПИ им. Т. Г. Шевченко,
  • 1986—1989 гг. — аспирант отделения социолингвистики Института языкознания АН СССР,
  • 1989—1995 гг. — старший преподаватель кафедры русского языка и общего языкознания ТГПУ им. С. Айни,
  • 1991—1995 гг. — зам. декана по учебной работе факультета русского языка и литературы ТГПУ им. С. Айни,
  • 1996—2009 гг. — декан филологического факультета РТСУ, одновременно доцент кафедры русского языка и общего языкознания, кафедры теоретического и прикладного языкознания,
  • 2009—2010 гг. - проректор по научной работе Российско-таджикского (славянского) университета,
  • 2011—2014 гг. - проректор по учебной работе РТСУ,

С 2015 года - проректор по развитию РТСУ.

Научная и творческая деятельность

Автор ряда научных и методических работ по проблемам социолингвистики, функционирования языков малых народностей, языковой политики, социолингвистического анализа функционирования шугнанского языка в условиях многоязычия. Работал по обмену специалистами в Институте Кеннана в США (Вашингтон) (1996).Участник Международных научно- практических конференций «Образование и наука в меняющемся мире» (Бишкек, 1999), совещания Базовой организации по языкам и культурам государств- участников СНГ по обсуждению проекта модельного закона «О языках» (Москва, 2004), международных научно-практических конференций: «Центральная Азия во внешней политике Европейского Союза» (Алматы, 2004); «Русский язык и литература в государствах Средней Азии» (Душанбе, 2005). Шамбезода является членом Базовой организации по языкам и культурам государств-участников СНГ (2004) и Международной ассоциации учителей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) (2005).

Основные публикации

  • Функциональная дистрибуция языков малых народностей в условиях многоязычия (на материале шугнанского языка). – Душанбе:«Нодир», 2007. – 450 с.;
  • Языковая ситуация в Горном Бадахшане: проблемы и перспективы. – Душанбе, 1999, 116 с.;
  • Развитие лексики шугнанского языка как результат языковых контактов и многоязычия шугнанцев. – Душанбе:РТСУ, 2006. – 105 с.;
  • Languages of interethnic communication in the Gorno-Badakhshan province of Tajikistan // Atlas of Languages of Intercultural Communication in the Pacific, Asian and the Americas. - Berlin, 1996. - P. 945-946.;
  • National Linguistic Policy in Tajikistan //Meeting Report, Kennan Institute for Advanced Russian Studies. Vol. XIII. №18, 1996.;
  • Роль образования в процессе становления государства (на примере Республики Таджикистан) // Материалы Международной конференции «Образование и наука в меняющемся мире», Кыргызстан, –Бишкек, 2001. с.384-388;
  • О статусе русского языка в Республике Таджикистан. // Материалы международной научно-практич. конф. «Русский язык и литература в государствах Средней Азии». – Душанбе, 2005. – С.30-62.;
  • Памирские языки: Прошлое и будущее. // Вопросы памироведения. – Душанбе, 2005. – С.60-75.;
  • Геополитические основы функциональной дистрибуции языков// Известия АН РТ. Отделение общественных наук. № 2, 2007. С. 88-94.;
  • Судьба родного языка при билингвизме и многоязычии.//Европейские языки: историография, теория, история. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 7. Елец, 2009. С. 279-288. (в соавторстве с Хашимовым Р.И.);
  • Вы мой идеал навечно.//Европейские языки: историография, теория, история. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 7. - Елец, 2009. С. 7-12.;
  • Краткий словарь лингвистических терминов. - Душанбе, 2010, 10 п.л.;
  • Обучение иностранным языкам в дошкольных образовательных учреждениях как первый этап многоязычного образования.// «Диалог», информационно-методический вестник о многоязычном и поликультурном образовании в странах Центральной Азии, №3, 2013 г. С.4-5.;

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ