Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Чуринов, Николай Мефодьевич

Чуринов, Николай Мефодьевич

Философы

02 февраля 1942 - 25 сентября 2016

советский и российский философ, специалист по философии науки и техники


Николай Мефодьевич Чуринов (2 февраля 1942 года, деревня Мужичкино, Емельяновский район Красноярский край, СССР — 25 сентября 2016, Красноярск, Россия) — советский и российский философ, специалист по философии науки и техники. Доктор философских наук, профессор, член (академик) Академии социальных наук. Разработчик концепции информационной реальности. Основатель научной школы СибГАУ по философии науки и техники. Автор работ по изучению информации и информационной реальности.

Биография

Родился 2 февраля 1942 года в деревне Мужичкино Емельяновского района Красноярского края.      

В 1961 году окончил Красноярский политехнический техникум.     

Работал слесарем, мастером, инженером, инструктором краевого комитета ВЛКСМ, служил в Советской Армии. 

В 1974 году окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС, а в 1982 году аспирантуру философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.

17 февраля 1992 года в Московском педагогическом государственном университете защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук по теме «Информационная реальность: основания и принципы построения теории» (Специальность: 09.00.08 «Философские вопросы естествознания и техники»). Официальные оппоненты — доктор философских наук, профессор Н. П. Ващекин, доктор философских наук, профессор И. Б. Новик, доктор философских наук, профессор Е. А. Седов. Ведущая организация — Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

Преподавал на кафедре философии и научного коммунизма Красноярского государственного медицинского института.

Профессор и заведующий кафедрой философии и социальных наук Гуманитарного факультета Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнёва. Прошёл путь от ассистента до профессора.

Профессор кафедры социальной работы и социологии Гуманитарного факультета Сибирского государственного технологического университета.

Профессор кафедры общественныйх наук (до 2013 года — заведующий кафедрой) факультета психологии Сибирского института бизнеса, управления и психологии.

Председатель докторского диссертационного совета по философским наукам ДМ 212.249.01 Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнёва

Главный редактор научного журнала «Теория и история».

Ректоратом и Учёным Светом СибГАУ утверждена основанная и возглавляемая Н. М. Чуриновым научно-педагогическая школа по специальности 09.00.08 – философия науки и техники.

Автор 132 публикаций.

Подготовил 31 кандидата наук и 7 докторов наук.

Член Профессорского собрания Красноярского края.

Научная деятельность

В середине 80-х гг. Н. М. Чуринов ввёл в научный оборот понятие «информационная реальность» — реальная акциденция, развертывающаяся в мире оформлениями совершенства, которое имеет в виду аристотелевская космическая модель мира и тождественный этой модели космический проект науки. Определения информационной реальности (свойства, качества, функции и т.д.) — информативы (формы существования информации), обозначаются понятиями информации, метаинформации, коинформации, негинформация и т. п. В рамках представленных Н. М. Чуриновым модели мира и проекта науки рассматриваются явления информационного пространства, времени, движения, цивилизации, информационной культуры. Кроме того им выделены информогены (формы генезиса и воспроизводства информации), существующие во всём многообразии форм информогенности: передача, переработка, использование информации.

В работе «Совершенство и свобода» Н. М. Чуринов предлагает рассматривать в мире существование двух проектов науки: метафизического и диалектического, направленных на изучение путей к познанию мира и особенностей всего происходящего в действительности: «В настоящее время, с точек зрения возможности познания мира (мир не познаваем, мир познаваем) и отношения ученого к всеобщей связи явлений (игнорировать ее в научном познании или, напротив, руководствоваться ею в процессе познавательной деятельности) существенно сведение всех возможных проектов науки к двум основным её проектам — метафизическому и диалектическому». Основываясь на этом он выделяет в реальности два типа теоретизирования — софистского-индивидуалистический (западный) и диалектического-коллективистский (отечественный). Так философ и культуролог О. Ф. Морозова: «Сравнивая технологию и тектологию в процессе социального познания, Н. М. Чуринов отмечает отсутствие концептуальной законченности кибернетики, инициацию кибернетики „на основе западного, софистского проекта науки“, чужеродность кибернетики объективной диалектике». В свою очередь философ С. Ю. Пискорская указывает следующее: «Наиболее подробный анализ концепции совершенного знания в рамках метафизического стиля научного познания представлен в работах Н. М. Чуринова. Проследив историю становления данной концепции от античности (Анаксагор, Аэций) до периода немецкой классической философии, Н. М. Чуринов пришёл к выводу: «„На Западе идея совершенного знания обсуждалась в рамках двух наиболее существенных теоретических традиций: а) неономиналистской — в качестве средства трактовки объяснения, истолкования и т. п. объективных процессов; б) неореалистской — в качестве политических и иных программ, наперед задаваемых планах, заданий, заказов и т. п., подлежащих осуществлению“». Однако и в неономиналистской и в неореалистской традициях идея совершенного знания рассматривалась в некотором вероятностном смысле в качестве репрезентации действительности. Как отмечает Н. М. Чуринов, „идея совершенного знания в качестве репрезентации действительности выступает, во-первых, как обычная теоретическая фикция, ничего не отражающая и способная выступить только в качестве догадки, т. е. в рамках вероятностного знания; во-вторых, совершенное знание, будучи репрезентацией действительности, не является предметом совершенства слова, а является предметом свободы слова“. Подобный подход к концепции совершенного знания соответствует теории репрезентации и метафизическому стилю научного познания в целом».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ