Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Чореф, Михаил Яковлевич

Чореф, Михаил Яковлевич

Археологи

21 октября 1932 - 13 мая 1999

советский и украинский археолог, историк, автор десятков публикаций, в основном по археологии и истории позднеантичного и средневекового Крыма


Михаил Яковлевич Чореф (укр. Михайло Якович Чореф; 21 октября 1932, Симферополь — 13 мая 1999, там же) — советский и украинский археолог, историк, автор десятков публикаций, в основном по археологии и истории позднеантичного и средневекового Крыма. Его работы до сих пор востребованы современными археологами, историками и краеведами.

Жизненный путь

Вскоре после его рождения семья переехала на Кубань, где и встретила войну. Был в эвакуации в Дагестане и в Азербайджане. После окончания войны закончил обучение в средней школе. В 1951—1955 гг. учился в Крымском педагогическом институте по специальности «физика и математика». После окончания вуза работал в средней школе учителем физики и математики, стал завучем. В 1966 году по совету своего учителя и друга Е. В. Веймарна поступил на исторический факультет Симферопольского педагогического института, который закончил в 1971 году. Во время учёбы поступил на работу в Бахчисарайский дворец-музей, стал заведующим отделом «пещерных городов».

В 1979 году М. Я. Чореф был вынужден уйти из музея.

В предисловии к книге М. Я. Чорефа «Крымские караимы» М. М. Казас писал:

М. Я. Чореф отдал многие годы изучению истории караимов и их родового гнезда — города Чуфут-Кале. Нам представляется, что автор — последний из караимов, кто имеет максимальную информацию об истории этого города, окружающей его местности и кладбище, имеющем тысячелетнюю историю.

Его сын, Чореф, Михаил Михайлович — археолог, историк, область научных интересов — монетное дело Крымского ханства. По его мнению, М. Я. Чореф был сторонником теории еврейского происхождении крымских караимов, поддерживал тесные контакты с такими известными израильскими и российскими учёными, изучающими историю и культуру этого этноса, как Д. Шапира, М. Эзра, Н. В. Кошовской и др. Однако в своих работах по этому вопросу был вынужден учитывать точку зрения лидеров местной караимской общины, хотя и считал её ошибочной. Был одним из авторов «Караимской народной энциклопедии» и издававшейся в Москве газеты «Караимские вести», на страницах которой проявил себя как поэт.

Библиография

  • Шульц П. Н., Чореф М. Я. Новый рельеф сарматского круга. // Советская археология. — 1972. — № 1. — С. 135—145.
  • Веймарн Е. В., Лобода И. И., Пиоро И. С., Чореф М. Я. Археологические исследования столицы княжества Феодоро // Феодальная Таврика. — Киев: Наукова думка, 1974.
  • Веймарн Е. В., Чореф М. Я. «Корабль» на Каче. — Симферополь: Таврия, 1976. — 85 с.
  • Веймарн Е. В., Чореф М. Я. Пещерный ансамбль Чильтер в Крыму // Пещеры Грузии. — Тбилиси: Мецниереба, 1978.
  • Чореф М. Я. К вопросу об аланах в средневековом Крыму (Знаки над входом в городище Чуфт-Кале) // Археология и традиционная этнография Северной Осетии. — Орджоникидзе: СОНИИ, 1985. — С. 67.
  • Чореф М. Я. Крымские караимы: элементы язычества / Боги Тавриды. История религий народов Крыма. — Севастополь, 1997. — С. 220—228. — ISBN 966-02-0143-5
  • Чореф М. Я. Крымские караимы. — М., 1993.
  • Веймарн Е. В., Чореф М. Я., Чореф М. М. К вопросу о существовании раннесредневековой пещерной церкви в районе Южных ворот Чуфут-Кале. // Sacrum et Profanum III. Небесные патроны и их земные служители. Сборник научных трудов / Ред.-сост. Н. А. Алексеенко, Ю. А. Бабинов, Х. Х. Хофман. — Севастополь: Максим, 2007. — С. 49-56.
  • Чореф М. Я., Чореф М. М. Культовый комплекс у Южных ворот Чуфут-Кале. // Религия в жизни человека и общества. Тезисы докладов и сообщений. — Севастополь, 2008. — С. 78-79.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ