Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Чокур-тайша

Чокур-тайша

Другое

хошутский тайша, брат и соперник Байбагас-тайши


Чокур-тайша (Чогур, Шукер)(? — 1630) — хошутский тайша, брат и соперник Байбагас-тайши.

Биография

Сын хошутского тайши Ядай Чинсана. Его матерью была Ахай-хатун. После смерти своего первого мужа он вторично вышла замуж за его двоюродного брата Ханай-нойона Хонгора и родила от него пять сыновей, которые были известны в ойратской истории как «пятеро тигров». Старшим из пятерых братьев был Байбагас-тайша.

В 1625 году после смерти своего родного брата Чин-тайши, не оставившего после себя наследника, Чокур-тайша вступает в борьбу с Байбагасом. Чокур на правах родного брата самовольно захватил улус покойного брата численностью в 1 тысячу кибиток, а «брату своему Байбагишу воли не дал». В ответ Байбагас-тайша собрал войско и силой присоединил к себе улус Чин-тайши.

Чокур и Чин по отцовской линии приходились Байбагасу единоутробными братьями, в то время как по матери Ахай-хатун они все трое являлись единоутробными братьями.

В конфликт между хошутскими тайшами вмешались дербетские тайши Далай-Батыр и Эрке-Елден. Они с тысячей воинов прибыли в хошутские улусы и предложили противникам компромисс: разделить улус Чин-тайши между Чокуром и Байбагасом. Стремление к примирению хошутов было вызвано и сложной внешнеполитической ситуацией, «чтобы услышато мугальские люди, что меж колмыцкими тайшами война, не пришли на них войной». Дербетские тайши предложили Байбагасу вернуть 500 кибиток Чокуру. Однако Чокур-тайша отказался примириться с братом и вместе со своими союзниками (Мерген-Темень, Куян, Табытай и др.) напал на Байбагаса. Во главе 30-тысячного войска Чокур-тайша напал на кочевья Байбагаса. Дербетский тайша Далай-Батыр успел предупредить Байбагаса о готовящемся нападении. В боях на берегу Иртыша, ниже Ямаш-озера, Байбагас-тайша потерпел поражение, лишившись большинства своих людей и имущества.

На помощь своему союзнику Байбагасу прибыл чоросский тайша Хара-Хула с 10-тысячным войском. Далай-Батыр с дербетами занял выжидательную позицию: «хто из них, Чокур ли или Байбагиш, будет силен, х тому хочет и пристати». Многие очевидцы тех событий склонялись к общему мнению: «меж колмацкими тайши быть войне великой, и миру меж ими не бывать».

Татары и русские люди, побывавшие в калмыцких улусах, в своих показаниях по-разному интерпретировали результаты сражения. По словам одних, Байбагас и Хара-Хула были разбиты и бежали за Иртыш. По другим свидетельствам, победили Хара-Хула и Байбагас, а Чокур бежал за Каракумы, где был разбит туркестанцами и удалился под уфимские волости. Русский пленник, бежавший из улуса Хо-Урлюка, сообщил иное: «Бьются Урлюк с Чокуром, идут великие бои». Основываясь на том, что Чокур, по показанию мирзы Алея, осенью 1625 года кочевал совместно с Далай-Батыром и входил в число старших тайшей, а Хо-Урлюк удалился на север, где искал себе места для кочевок и вошел с этой целью в сношения с русскими властями, можно сделать вывод, что «партия» Чокура вышла из кровавой распри победительницей; но во время борьбы возникли уже недоразумения между Чокуром и Хо-Урлюком, последний был разбит и удалился на север под Тару.

После победы Чокур-тайша перекочевал к верховьям реки Эмба. Здесь хошоуты встретили алтыульских ногаев под руководством мурз Султаная и Шайнека, которые не хотели находиться в русском подданстве и отошли из-под Астрахани. В начале 1626 года к ним на Эмбу прибыли послы от дербетских тайшей Далай-Батыра и Мангита с предложением мира и совместных военных действий против общих врагов. Дербеты кочевали в это время на Каракуме и Барсучьих песках в районе Арала.

Группировка Чокура вскоре подверглась нападению казахов. В 1627 году тайша Мерген-Темень с улусом в 10 тысяч человек кочевал рядом с владениями казахского хана Ишима и с ним «учинился в миру». Вскоре Ишим-хан с войском совершил нападение на сторонников Чокура и «многих калмыцких людей побил и в полон поймал». Мерген-Темень с остатками своих улусных людей бежал на р. Сырдарью, и, согласно сведениям, «те калмыцкие люди лошедьми и животиною скудны». Военные неудачи вызвали у калмыков интерес к более слабому соседу. Часть калмыков выступала сторонниками того, «чтоб идти войною на нагайские улусы, а другая де половина их говорят, чтоб им на нагайские улусы войною не ходить».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ