Чжу Цяньчжи (кит. , упрощ. , пиньинь Zh Qinzh, Джайлс-Уэйд Chu Ch’ien-chih, 1899—1972). Китайский философ, историк философии и переводчик, известный своей теорией стимулирующего влияния китайской цивилизации на европейскую.
Биография
Родился в Фучжоу в семье врачей. В 1916 г. поступил на юридическое отделение Пекинского университета, в 1919 г. перевёлся на философской факультет. В университете увлекался марксизмом и анархизмом, участник «Движения 4 мая 1919 г.». Перешёл на позиции радикального анархизма, занявшись исследованием роли личности в истории. В октябре 1919 г. за активное участие в акциях протеста был арестован в Пекине военными властями, но не пострадал. В университете поддерживал отношения с молодым Мао Цзэдуном, работавшим тогда в университетской библиотеке. Мао в интервью Эдгару Сноу (1936) признавался, что благодаря Чжу Цяньчжи увлёкся в те годы анархизмом.
В 1921 г. разочаровался в политическом радикализме, и перевёлся в Нанкин, где получал буддийское образование у наставника Тайсюя (, 1890—1947). Разочаровавшись в коррумпированности буддийского клира, в 1924 г. стал преподавателем Сямэньского университета, расположенного тогда в Ханчжоу. В 1929 г. удостоен стипендии Исследовательского института и отправлен на стажировку в Японию, вернувшись в 1931 г., работал в Цзинаньском университете. В 1932 г. получил профессорское звание в университете им. Сунь Ятсена, где и работал до 1952 г.
После образования КНР работал в разное время деканом исторического и философского факультетов, ректором Института литературы, директором Центра гуманитарных наук Исследовательского института, а также заведующим кафедрой истории университета им. Сунь Ятсена. В 1952 г. стал профессором Пекинского университета. В 1964—1972 гг. был научным сотрудником Института изучения религий Академии Наук Китая. В период «Культурной революции» подвергался нападкам. В 1968 г. окончил свою автобиографию (—— «Переворот в мировоззрении: рассказ 70-летнего»), опубликованную только в 1980 г.
Теоретические взгляды
В молодости увлекался «теорией героев», считая выдающихся исторических деятелей творцами исторического процесса. В 1930-е гг. создаёт собственную «Философию истинного чувства» (). Космическую сущность отождествил с человеческим телом, полагая, что она не выходит за пределы чувственно воспринимаемого феноменального мира. Небо, Земля, люди и все вещи образуют единое тело, существующее вне пространства и времени. Проповедовал отказ от рационального познания.
Исследуя влияние китайской философии на европейскую культуру, пришёл к следующим выводам:
- Европейский Ренессанс порождён «Четырьмя великими изобретениями» — бумагой, печатным делом, компасом и порохом, появившимися на Западе через посредничество монголов и арабов.
- Связь европейской и китайской цивилизаций осуществлялась в три этапа:
1) Материальный контакт;
2) Контакт в сфере искусства;
3) Непосредственный контакт.
- «Непосредственный контакт» был связан с деятельностью миссионеров-иезуитов в Китае, и исследованием неоконфуцианства. Для эпохи Просвещения Конфуций был одним из идеологических ориентиров, а конфуцианство — источником прогресса философии.
- Влияние китайской философии на Германию проявилось в создании новой реальности — просветительском монархическом либерализме.
- Влияние китайской философии на Францию привело к созданию искусственного идеала — идеологии революции, направленной на разрушение.
- Непосредственно китайская философия сформировала взгляды Вольтера, Гольбаха, Монтескьё, Д. Дидро и др.
- Диалектика Гегеля — китайского происхождения. Диалектика «Феноменологии духа» находит соответствие с конфуцианским каноном.
- Философия Шеллинга сближается с китайской философией.
В 1950-е гг. работал над воздействием буддизма на раннее христианство, в 1964 г. закончил фундаментальную работу по истории философии Японии.
Избранная библиография на китайском языке
- 1928
- 1925
- 1935
- 1921
- 1922
- 1936
- 1941
- 1958
- 1958
- 1962
- 19621
- 1964
- ISBN 7-202-02560-4
- 1986
- 1989
- 1993 ISBN 7-01-002626-2.
- , :2004