Чарльз (Карл Николаевич) Берд (1766 — 10 декабря 1843) — русский инженер и бизнесмен (заводчик) шотландского происхождения (Charles Baird). Берг-гауптман, первый строитель пароходов на Неве, дядя Эндрю Хендисайда.
Биография
Берд родился в Шотландии, техническое образование получил на Корронском пушечном заводе.
В Россию приехал вместе с Карлом Гаскойном в 1786 году. Гаскойн был приглашён в Санкт-Петербург для усовершенствования Александровского пушечно-литейного завода в Петрозаводске.
Проработав три года помощником Гаскойна, Берд в 1792 году организовал товарищество со своим тестем — петербургским шотландским заводчиком Францем Морганом. Товарищество располагало предприятиями на Галерном острове.
После смерти компаньона Берд стал единоличным хозяином завода. Умело применяя свои знания, с присущей ему энергичностью, он сумел воспользовался обстоятельствами строящегося Петербурга. Товариществу удалось развить незначительное прежде производство завода Моргана на Матисовом острове до больших размеров.
Заводчик умел обращаться с государственными чиновниками. В начале 1817 года Берд пригласил на свой завод министра внутренних дел О. П. Козодавлева, после чего в руководимой О. П. Козодавлевым газете Северная почта вышла публикация с описанием достоинств завода.
Мемуарист Филипп Вигель в описании прогулки на пароходе «Елизавета», упоминает о том, что маршрут прогулки проходил по Неве с посещением завода, затем по Ладожскому озеру:
Жители окрестных деревень толпами высыпали, чтобы полюбоваться невиданным зрелищем: большим дымящимся судном, быстро поднимающимся по реке без парусов и вёсел.— воспоминания Филиппа Вигеля
Во время путешествия семейство Берда, развлекало и угощало гостей на борту корабля. Гостями в тот раз были граф М. Виельгорский и влиятельный царедворец Огюст Бетанкур, который впоследствии занял кресло министра путей сообщения.
В 1811 году Берд был пожалован чином обер-гиттенфервальтера 8-го класса с формулировкой за «усиленные и разнообразные труды на пользу мануфактурной промышленности», затем Берд был произведён в обер-бергмейстеры 7-го класса, после чего был повышен в чине до берг-гауптмана 6-го класса.
Похоронен на Смоленском лютеранском кладбище.
Завод Берда
Завод со временем превратился в одно из лучших литейно-механических предприятий. В номенклатуре завода значились печи для сахарных заводов, коленчатые валы, лопасти и паровые машины. На заводе отливались чугунные конструкции Баболовского дворца.
Первый в России механическо-литейный завод развивался — были построены лесопильный завод, паровая мукомольня, корабельная верфь и другие производства.
За первые тридцать лет XIX века на заводе было изготовлено около 200 паровых машин, 11 из которых были пароходными. Кроме того Чарльз Берд обучал учеников — из числа умеющих писать машинистов, слесарей, кузнецов изготовлению паровых машин. Заводчик в течение пятилетнего срока обучения в дополнение к казённым жалованью и хлебному довольствию добавлял ученикам пособие от 5 до 15 рублей в месяц.
Сын Чарльза Берда — Франц Карлович Берд (28 февраля 1802—1864) был известен такою же преданностью своему делу, как и его отец. При нём завод успешно развивался, но Гутуевский остров был продан промышленнику Д. Е. Бенардаки. Внук Чарльза Джордж был достойным продолжателем династии Бердов. На нём династия закончилась — и завод был продан.
На протяжении всего XIX века завод Берда выполнял значительные заказы империи и самые сложные заказы промышленников.
Год | Заказ | Примечания |
---|---|---|
1800 | На заводе Берда построена первая паровая машина его конструкции | |
1813 | Решётка Обводного канала в Кронштадте | |
1815 | На заводе Берда сооружён первый в России пароход, получивший в истории название как пароход Берда. | |
1816 | На заводе Берда построен второй пароход. | |
1817 | Устройство паровых машин при Санкт-Петербургском арсенале | Пожалован орденом Святой Анны 2-й степени |
Постройка висячих мостов в Петербурге | ||
1824 | Почтамтский мост | |
1824 | Пантелеймоновский мост | |
1826 | Пробные экземпляры сфинксов на Египетском мосту | скульптор П. П. Соколов, впоследствии перенесены на пристань на Крестовском острове |
Исправление и устройство машин и станков в Санкт-Петербургском монетном дворе | ||
1829—1834 | Сооружение памятника Александру І (Александровской колонны): выполенение барельефов, медных украшений, капители колонны и ангела на вершине монумента | За выполнение заказа Берду был пожалован орден Святого Владимира 3-й степени |
1835 | Отлиты декоративные, чугунные ядра, и лафеты которые лежат сейчас возле Царь-пушки в Кремле. Берд сообщил о полной готовности лафетов, уже окрашенных и приготовленных к отправке в Москву 16 февраля 1835 года | |
1846 | Николаевский мост Санкт-Петербурга | литейные и кузнечные работы |
1848 | Памятник победе в Куликовской битве | По проекту А. П. Брюллова. Отливка, доставка и установка были осуществлены Ф. К. Бердом |
1867 | Одновальная энергетическая установка мощностью 2170 индикаторных сил и скоростью чуть более 10 узлов | Первый российский фрегат на паровой тяге |
1870-е | Создание миноносок (минных катеров) | |
1870-е | Строительство крейсеров для службы на Тихом океане | |
Барельефы Исаакиевского собора | Франц Карлович Берд | |
Разводная часть Николаевского моста | Франц Карлович Берд |