Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Цисельский, Михаил Петрович

Цисельский, Михаил Петрович

Герои

20 мая 1909 - 03 ноября 1989

советский офицер, майор, Герой Советского Союза


Михаил Петрович Цисельский (7 (20) мая 1909, село Стойково Звенигородского уезда Киевской губернии (ныне Катеринопольского района Черкасской области, Украина) — 3 ноября 1989, Киев) — советский офицер, майор, Герой Советского Союза (6 марта 1945 года, за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм).

Биография

Юность. Начало воинской службы (1909—1941 годы)

Михаил Цисельский родился в семье крестьянина. По национальности украинец. Окончил неполную среднюю школу и школу ФЗУ. По окончании школы работал в сельском хозяйстве. С 1928 года жил в городе Никольск-Уссурийске, окончил ФЗУ при паровозоремонтном заводе, с 1930 года работал слесарем на этом же заводе.

Член ВКП(б) с 1932 года. В том же 1932 году был призван в Красную Армию. Служил Цисельский в 4-м Забайкальском кавалерийском полку. В 1934 году окончил 4-ю авиационно-техническую школу в городе Иркутске. С декабря 1934 года служил авиационным техником в в/ч 2413 Белорусского военного округа. В 1936 году окончил Ейское военно-морское авиационное училище (сейчас — Ейский высший военный авиационный институт). После окончания училища направлен в 71-ю скоростную бомбардировочную авиабригаду ВВС Черноморского флота, где служил лётчиком-наблюдателем и штурманом отряда. 28 мая 1938 года на базе эскадрилий 71-й авиабригады был сформирован 40-й бомбардировочный авиаполк, где старшим лётчиком-наблюдателем и штурманом звена продолжил службу Цисельский.

В сентябре 1938 года необоснованно уволен в запас, после чего Цисельский стал работать начальником учебной части и штурманом Иркутского областного аэроклуба. С августа 1939 года восстановлен в кадрах ВМФ. Продолжил службу в ВВС ЧФ штурманом 119-го авиаполка. В ноябре 1940 года переведён в 83-ю отдельную авиаэскадрилью.

Участие в Великой Отечественной войне (1941—1945 годы)

1941 год

В боях Великой Отечественной войне Цисельский принял участие с первого дня в составе 83-й отдельной морской разведывательной эскадрильи, где в основном приходилось летать на летающих лодках МБР-2. 22 июня 1941 года в составе трёх бомбардировщиков самолёт Цисельского М. П. принял участие в разгроме танковой колонны противника в районе Гросс-Либенталь—Одесса. 23 сентября 1941 года в районе Днестровского лимана экипаж Цисельского потопил большой транспортный корабль противника, а в районе Перекоп—Севастополь Михаил Цисельский уничтожил сотни гитлеровских солдат и офицеров, 15 танков и 20 автомашин.

В дни героической обороны Одессы (5 августа-16 октября), когда немецко-фашистские захватчики полукольцом окружили город, черноморская авиация принимала участие в эскортировании своих кораблей, которые доставляли оружие, боеприпасы, продовольствие в Одессу, охраняя их от вражеских подводных лодок и торпедных катеров. В одном из таких полётов в районе Тендровской косы на группу наших бомбардировщиков налетели вражеские истребители. Экипаж Цисельского уничтожил два вражеских самолёта. Советские корабли без потерь дошли до Одессы, но самолёт Цисельского получил серьёзные повреждения. Только мужество и выдержка экипажа, опыт командира самолёта Кумейко и штурмана Цисельского помогли при трёхбальном шторме посадить машину на воду.

С 25 декабря 1941 года по 2 января 1942 года Михаил Петрович принимал участие в Керченско-Феодосийской десантной операции. До конца 1941 года экипаж Цисельского М. П. совершил 99 боевых вылетов, за что он был удостоен ордена Красного Знамени.

«Тов. Цисельский летает на самолёте МБР-2 в экипаже старшего лейтенанта тов. Кумейко. С начала войны имеет 99 боевых вылетов, из них 55 днём и 44 ночью… Участвуя в разгроме врага делал по 2-3 боевых вылета за ночь. При выполнении боевых заданий проявлял упорство, смелость и настойчивость. Трижды атаковывался истребителями противника. Дважды, застигнутый плохой погодой, подходил к цели на низкой высоте, обстреливая из пулемётов зенитные точки противника… Бомбовые удары штурмана Цисельского наносили большой урон противнику… Ни зенитный огонь, ни прожектора противника не помешали тов. Цисельскому сбросить около 20000 кг бомб… Тов. Цисельский в совершенстве владеет техникой самолётовождения в сложных метеоусловиях дня и ночи».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ