Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Хасав-Чан-Кавиль I

Хасав-Чан-Кавиль I

Монархи

двадцать шестой правитель древнего майяского царства Мутуль со столицей в Тикале, царствовавший с 682 по 734 год


Хасав-Чан-Кавиль I (также Хасав-Чан-К’авииль І, «Расчищает небо бог Кавиль»; ? — 734 год) — двадцать шестой правитель древнего майяского царства Мутуль со столицей в Тикале, царствовавший с 682 по 734 год. Именно при нём Мутульское царство смогло вернуть себе былое могущество после продолжительного периода упадка, длившегося с самого его разгрома Канулем в 562 году, в правление Яш-Эб-Шока II.

В ранней литературе известен как «Правитель A», позже получил условное имя «А Какао» (иероглиф, обозначающий его имя, похож на стручок какао), затем имя успешно прочитано.

Политическая биография

Начало правления

Хасав-Чан-Кавиль I был сыном мутульского царя Нун-Холь-Чака I и его жены Иш-Хусус(?)-Бок(?)-Иш-Цам. Точная дата его рождения неизвестна, но предполагается, что он взошёл на трон Мутуля в 682 году, спустя три года после смерти своего отца. Согласно верованиям майя, события повторяются каждый катун, и Хасав-Чан-Кавиль намеренно отложил коронацию на три года, чтобы связать своё правление с царствованием в IV веке Сиях-Чан-Кавиля I — он взошёл на трон ровно через 265 лет после него.

Новый царь получил в своё владение ослабленное государство, находящееся в глубоком упадке. Поэтому главной целью Хасав-Чан-Кавиля на протяжении всего его правления было восстановление былого могущества Тикаля. Для того, что бы укрепить свою власть, он, подражая своим предшественникам, стал использовать символику Теотиуакана, к тому времени также пришедшего в упадок, но ранее бывшего величайшим городом-государством Мезоамерики. На личных вещах правителя вырезались даты рождения теотиаканских царей, а сам он изображался в амуниции теотиуаканского воина — в мозаичном шлеме, с дротиками и копьеметалкой в руке.

С самого начала правления Хасав-Чан-Кавиль принимает титул каломте, тем самым бросая вызов гегемонии Канульского царства в землях майя. И хотя к середине 680-х годов Кануль был самым могущественным майяским царством, постоянные войны подорвали его мощь. Поэтому со смертью в 686 году Йукноом-Ч’еена ІІ и восхождением на трон Чиикнааб’е Йукноом-Йич’аак-К’ак’а Канульское государство начало распадаться, что было очень выгодно для мутульского царя.

В марте 692 года в Тикале прошло празднование окончание катуна (20-летнего календарного цикла) и Хасав-Чан-Кавиль, впервые за 135 лет, устанавливает в городе новые стелу и алтарь (Стела 30 и Алтарь 14).

Войны с Канулем и его союзниками

Вскоре после окончания этих празднеств возобновилась борьба между Мутулем, Канулем и их союзниками. Со смертью престарелого царя Дос-Пиласа Бахлах-Чан-Кавиля его преемник Ицамнах-Баламат отказался от ведения активной внешней политики, перестав тем самым представлять угрозу для Мутуля. Тогда новой опорой Кануля стало царство Сааль со столицей в Наранхо, где с 682 года правили родная сестра нового дос-пиласского царя Иш-Вак-Чан-…-Ахав и её малолетний сын Как-Тилив-Чан-Чак. В течение 693 года эта царица совершила ряд успешных походы против союзных Мутулю мелких царств востока Петена, а в январе 695 года армия Сааля в некой местности Кан-Туль разгромила и взяла в плен «человек из Мутуля» Сиях-Кавиля, видимо, бывшего одним из полководцев Хасав-Чан-Кавиля. В результате разгорелась новая война между Мутулем и Канулем. Из-за плохой сохранности текстов до наших дней дошло мало информации о ходе военных действий. Однако известно, что главное сражение состоялось 8 августа 695 года и завершилось решительной победой Хасав-Чан-Кавиля. Поражение Кануля было столь сокрушительным, что в руки мутульцев попал «йахавман» — священный паланкин канульских царей, олицетворяющий бога-покровителя правящей династии. Сам Йукном-Йичак-Как смог избежать плена и вернулся в Калакмуль, однако вскоре после этого поражения он умер — в ноябре 695 года на троне Кануля был уже новый правитель. Эти события стали ключевым моментом в истории майя. Начался период нового расцвета Мутуля, который продолжался вплоть до гибели классической цивилизации майя в IX веке. Могущество Кануля же наоборот резко убывает, и он навсегда теряет гегемонию в землях майя, хотя и сохраняет влияние на некоторые области.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ