Макс Фриш (нем. Max Frisch; 15 мая 1911, Цюрих, — 4 апреля 1991, там же) — швейцарский писатель.
Биография
Отец Макса Фриша был архитектором, мать служила гувернанткой. С 1930 по 1932 год он учился в Цюрихском университете — изучал германистику. После смерти отца оставил учёбу и поступил на службу газетным репортёром. В это время написал «Юрг Рейнгарт» (1934) и «Ответ из тишины» (1937). В 1936 году поступил на архитектурное отделение Цюрихской высшей технической школы, которую окончил в 1940 году. Прочитав роман Готфрида Келлера «Зелёный Генрих», Фриш разочаровался в собственном творчестве.
Во время Второй мировой войны Фриш был призван в армию, где начал вести дневник, в 1940 году опубликованный под названием «Листки из вещевого мешка»; затем появился роман «J’adore ce qui me brle», в переводе с французского — «Обожаю то, что меня сжигает». Со второй половины 1940-х годов Фриш работал для театра — написал пьесы: «Санта Крус», «Они опять поют», «Китайская стена» и многие другие. Тем не менее, на жизнь он до 1950-х годов зарабатывал как архитектор.
Мировую известность Максу Фришу принесли три романа: «Штиллер» (1954), «Homo Фабер» (1957) и «Назову себя Гантенбайн» (1964).
В 1960-е годы Фриш много путешествовал, посетил Японию, США и другие страны. В 1972 году он поселился в Берлине, а в начале 1980-х годов переселился в США, в Нью-Йорке, со своей спутницей жизни — Элис Лок-Кэри, которой он посвятил часть своих дневников. Эти дневники, найденные в архивах его секретарши, были опубликованы в марте 2010 года. В них содержатся размышления о жизни в США во время президентства Рональда Рейгана.
Произведения
Романы
- «Юрг Рейнгарт» / нем. Jrg Reinhart (1934)
- «Ответ из тишины» / нем. Antwort aus der Stille (1937)
- «Тяжёлые люди, или J’adore ce qui me brle» / нем. J’adore ce qui me brle oder Die Schwierigen (1944; 1957)
- «Бин, или Путешествие в Пекин» / нем. Bin oder Die Reise nach Peking (1945)
- «Штиллер» / нем. Stiller (1954)
- «Homo Фабер» / нем. Homo faber (1957)
- «Назову себя Гантенбайн» / нем. Mein Name sei Gantenbein (1964)
- «Монток» / нем. Montauk (1975)
- «Человек появляется в эпоху Голоцена» / нем. Der Mensch erscheint im Holozn (1979)
- «Синяя борода» / нем. Blaubart (1982)
Дневники
- «Листки из вещевого мешка» / нем. Bltter aus dem Brotsack (1940)
- «Дневник с Марион» / нем. Tagebuch mit Marion (1947)
- «Дневник 1946 — 1949» / нем. Tagebuch 1946 — 1949 (1950)
- «Дневник 1966 — 1971» / нем. Tagebuch 1966 — 1971 (1972; 1992)
Пьесы
- «Санта Крус» / нем. Santa Cruz (1944)
- «И вот они вновь поют» / нем. Nun singen sie wieder (1946)
- «Китайская стена» / нем. Die Chinesische Mauer (1946; 1955; 1965; 1972)
- «Когда окончилась война» / нем. Als der Krieg zu Ende war (1949)
- «Граф Эдерланд» / нем. Graf derland (1951; 1956; 1961)
- «Дон Жуан, или Любовь к геометрии» / нем. Don Juan oder Die Liebe zur Geometrie (1953; 1962)
- «Бидерман и поджигатели» / нем. Biedermann und die Brandstifter (1958)
- «Великая ярость Филиппа Хоца» / нем. Die groe Wut des Philipp Hotz (1958)
- «Андорра» / нем. Andorra (1961)
- «Биография» / нем. Biografie: Ein Spiel (1968; 1984)
- «Триптих» / нем. Triptychon (1978; 1980)
Театральные постановки
- 1965 — «Бидерман и поджигатели», Московский театр сатиры
- 1966 — «Бидерман и поджигатели», Академический театр драмы им. А. С. Пушкина. Постановка Р. Сусловича
- 1966 — «Дон Жуан, или Любовь к геометрии», Московский театр сатиры. Постановка В. Плучека
- 1997 — «Вам позволено переиграть» (по пьесе «Биография»), театр-кабаре «Летучая мышь». Постановка Г. Гурвича
- 2002 — «Санта-Крус», Казанский государственный театр юного зрителя. Постановка Марины Глуховской
- 2009 — «Бидерман и поджигатели», Театр имени Шота Руставели. Постановка Роберта Стуруа