Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Фоулер, Кэрол

Фоулер, Кэрол

Психологи

День рождения 20 ноября 1949

американский экспериментальный психолог, представитель экологической психологии


Фоулер, Кэрол Энн (англ. Fowler, Carol Ann ) — американский экспериментальный психолог, представитель экологической психологии.

Биография

Степень бакалавра была присвоена ей в Университете Брауна в 1971 году. В 1973 году она защищает магистерскую степень, а затем в 1977 году степень доктора в области психологии в Университете Коннектикута. С 1984 по 2008 год работала редактором в журналах по психологиии и лингвистике. C 1992 работает в должности профессора психологии в Университете Коннектикута и адъюнкт-профессора (Adjunct Professor) лингвистики и психологии в Йельском университете. С 1992 по 2008 занимала должность президента и директора по исследованиям в Haskins Laboratories в Нью-Хейвене, штат Коннектикут.

Исследования восприятия речи

К. Фоулер разделяет идеи экологической психологии и прямого реализма, разработанные Джеймсом Гибсоном и другими учеными, продолжившими его исследования.

«...для того чтобы объяснить успешность действий, направляемых восприятием, восприятие должно рассматриваться как воссоздающее события в реальном мире. Для этого … восприятие должно быть прямым и, в частности, не должно опосредоваться процессом выведения (inference) или тестирования гипотезы, которые создают возможность для ошибки»

К. Фоулер применяет идеи и методологические принципы экологической психологии для исследования процессов восприятия речи, которое она рассматривает как «экологическое событие» (ecological events), то есть событие, происходящее в определённом контексте и имеющее не только лингвистическую природу. Изучая такие проблемы, как неполнота артикуляции слов (предложения), неправильное произношение, искажение акустического сигнала в процессе коммуникации и другие вопросы, связанные с особенностями восприятия речи она выступает против так называемой менталистской теории. Согласно данной теории фонетические сегменты (phonetic segment) и иные языковые единицы идеальны по природе и не могут быть непосредственно выведены из артикуляции и акустических сигналов, являясь результатом, опосредованным познавательной деятельностью. К. Фоулер, напротив, считает, что акустический сигнал некоторым образом транспорентен (transparent) по отношению к выражаемым фонетическим сегментам. Поэтому при восприятии речи система восприятия не накладывает информацию на акустический сигнал, но непосредственно (напрямую) выявляет его в нём.

В другой работе она также показывает, что фонологические формы являются «лингвистически значимыми действиями вокального тракта, а не вокальными категориями разума». Данные «лингвистические действия» речевого тракта, формирующие в воздухе временные акустические структуры она характеризует как «фонетические жесты» (phonetic gestures). По её мнению именно фонетические жесты являются объектом (содержанием) восприятия и источником информации акустических сигналов. Подобно тому, как мы воспринимает не сами по себе звуки окружающей среды, но звуки объектов, их вызвавших (например, звук хлопающей двери, а не звук хлопка как таковой), таким же образом мы воспринимаем не звуки речи сами по себе, а их источник — действия артикуляционного аппарата говорящего. Данное утверждение она подтверждает, например, «эффектом Мак-Гурка», при котором именно артикуляция губ определяет акустическое восприятие речи, исследованиями в области компенсации восприятия речи при коартикуляции (coarticulation) и другими примерами.

В исследовании восприятия речи К. Фоулер применяет теорию телесно-реализующегося познания (embodied cognition), считающую, что в процессе понимания и экспрессии языка участвуют не только мозг, но и моторика человека. Поэтому жесты, мимика, повороты головы, действия решаемые в процессе коммуникации определяют не только понимание слушающего, но и содержание (стилистику) речи говорящего. В своих исследованиях К. Фовлер допускает опосредующее действие познания и знания на восприятие речи. Например, знание лексики позволяет правильно интерпретировать речь, восстанавливать недостающие фонемы или корректировать неверные. При этом она отмечает, что часто ошибка в понимании речи связана не столько с неточной обработкой сигналов (то есть с самим восприятием) сколько с тем, что слушающий или действующий полагается на прошлый опыт, а не само восприятие. К. Фоулер признает также, что оставаясь на позициях прямого реализма невозможно объяснить, как происходить переход от акустического сигнала или слова звучащего к его значению, так как у разных народов одно понятие может обозначаться по-разному. Поэтому она отмечает, что взаимосвязь между высказыванием и тем, что оно обозначает определяется не только информацией, содержащейся в самом сигнале, но и культурными традициями, сформировавшимися в ходе эволюции использования языка разными поколениями.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ