Фоулер, Кэрол Энн (англ. Fowler, Carol Ann ) — американский экспериментальный психолог, представитель экологической психологии.
Биография
Степень бакалавра была присвоена ей в Университете Брауна в 1971 году. В 1973 году она защищает магистерскую степень, а затем в 1977 году степень доктора в области психологии в Университете Коннектикута. С 1984 по 2008 год работала редактором в журналах по психологиии и лингвистике. C 1992 работает в должности профессора психологии в Университете Коннектикута и адъюнкт-профессора (Adjunct Professor) лингвистики и психологии в Йельском университете. С 1992 по 2008 занимала должность президента и директора по исследованиям в Haskins Laboratories в Нью-Хейвене, штат Коннектикут.
Исследования восприятия речи
К. Фоулер разделяет идеи экологической психологии и прямого реализма, разработанные Джеймсом Гибсоном и другими учеными, продолжившими его исследования.
«...для того чтобы объяснить успешность действий, направляемых восприятием, восприятие должно рассматриваться как воссоздающее события в реальном мире. Для этого … восприятие должно быть прямым и, в частности, не должно опосредоваться процессом выведения (inference) или тестирования гипотезы, которые создают возможность для ошибки» |
К. Фоулер применяет идеи и методологические принципы экологической психологии для исследования процессов восприятия речи, которое она рассматривает как «экологическое событие» (ecological events), то есть событие, происходящее в определённом контексте и имеющее не только лингвистическую природу. Изучая такие проблемы, как неполнота артикуляции слов (предложения), неправильное произношение, искажение акустического сигнала в процессе коммуникации и другие вопросы, связанные с особенностями восприятия речи она выступает против так называемой менталистской теории. Согласно данной теории фонетические сегменты (phonetic segment) и иные языковые единицы идеальны по природе и не могут быть непосредственно выведены из артикуляции и акустических сигналов, являясь результатом, опосредованным познавательной деятельностью. К. Фоулер, напротив, считает, что акустический сигнал некоторым образом транспорентен (transparent) по отношению к выражаемым фонетическим сегментам. Поэтому при восприятии речи система восприятия не накладывает информацию на акустический сигнал, но непосредственно (напрямую) выявляет его в нём.
В другой работе она также показывает, что фонологические формы являются «лингвистически значимыми действиями вокального тракта, а не вокальными категориями разума». Данные «лингвистические действия» речевого тракта, формирующие в воздухе временные акустические структуры она характеризует как «фонетические жесты» (phonetic gestures). По её мнению именно фонетические жесты являются объектом (содержанием) восприятия и источником информации акустических сигналов. Подобно тому, как мы воспринимает не сами по себе звуки окружающей среды, но звуки объектов, их вызвавших (например, звук хлопающей двери, а не звук хлопка как таковой), таким же образом мы воспринимаем не звуки речи сами по себе, а их источник — действия артикуляционного аппарата говорящего. Данное утверждение она подтверждает, например, «эффектом Мак-Гурка», при котором именно артикуляция губ определяет акустическое восприятие речи, исследованиями в области компенсации восприятия речи при коартикуляции (coarticulation) и другими примерами.
В исследовании восприятия речи К. Фоулер применяет теорию телесно-реализующегося познания (embodied cognition), считающую, что в процессе понимания и экспрессии языка участвуют не только мозг, но и моторика человека. Поэтому жесты, мимика, повороты головы, действия решаемые в процессе коммуникации определяют не только понимание слушающего, но и содержание (стилистику) речи говорящего. В своих исследованиях К. Фовлер допускает опосредующее действие познания и знания на восприятие речи. Например, знание лексики позволяет правильно интерпретировать речь, восстанавливать недостающие фонемы или корректировать неверные. При этом она отмечает, что часто ошибка в понимании речи связана не столько с неточной обработкой сигналов (то есть с самим восприятием) сколько с тем, что слушающий или действующий полагается на прошлый опыт, а не само восприятие. К. Фоулер признает также, что оставаясь на позициях прямого реализма невозможно объяснить, как происходить переход от акустического сигнала или слова звучащего к его значению, так как у разных народов одно понятие может обозначаться по-разному. Поэтому она отмечает, что взаимосвязь между высказыванием и тем, что оно обозначает определяется не только информацией, содержащейся в самом сигнале, но и культурными традициями, сформировавшимися в ходе эволюции использования языка разными поколениями.