Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Фоленго, Теофило

Фоленго, Теофило

Литература

итальянский поэт, наиболее видный представитель так называемой макаронической поэзии


Теофило Фоленго (8 ноября 1491-9 декабря 1544) — итальянский поэт, наиболее видный представитель так называемой макаронической поэзии.

Биография

Родился близ Мантуи. Поступил в монастырь бенедиктинского ордена, но вследствие раздоров, возникших в монастыре, бежал из монастыря в 1515 г. вместе с любимой женщиной, Джироламой Дедией, и отправился в Болонью, где изучал натурфилософию у Помпонацци. После нескольких лет бурно проведенной жизни Фоленго возвратился в монастырь, но преследования со стороны Скваргиалупи, на которого он часто нападал в своих сочинениях, заставили его вновь покинуть монастырь (около 1525 г.). Он нашел убежище у Орсини, сыну которого давал уроки. Несмотря на сочувствие Реформации, Фоленго не порывал окончательно с католицизмом и в 1526 г., по смерти Скваргиалупи, вновь добился возвращения в монастырь; при этом условия приема в монастырь от него и брата его потребовали, чтобы они жили некоторое время в уединении. Они удалились в Капо ди Минерва. Наконец, в 1534 г. он был окончательно принят в монастырь и в 1537 г. был сделан настоятелем в Santa Maria delle Ciambre (близ Палермо). В 1543 г. Фоленго отправился в монастырь S.-Croce в Кампезе, близ Бассано, где и умер.

Творчество

Первые поэмы Фоленго — «Moschaea» и «Zanitonella». Все эти произведения написаны макароническим языком.

«Moschaea»

«Moschaea» — комическая поэма, написанная в подражание приписываемой Гомеру «Батрахомиомахии»; она повествует о войне мух с комарами и представляет собой сатиру на бесчисленные мелкие войны между различными итальянскими государствами, возникавшие большей частью по ничтожным поводам, но приводившие нередко к весьма печальным результатам. Фоленго заимствует для своих описаний черты и приемы из Ариосто и из классических образцов и самым серьёзным и даже патетическим тоном описывает битвы насекомых.

«Zanitonella»

«Zanitonella» — сборник эклог и других стихотворений, которым он дал странные названия Sonolegiae и Strambottolegiae (размер заимствован из латинских элегий, а число стихов соответствует числу их в итальянских сонетах и Strambotti). Здесь воспевается в карикатурном виде любовь Тонелло к Занине и пародируются любовные канцоны сентиментально-слащавых подражателей Петрарки. В эклогах вместо воображаемых аркадских пастушков выступают на сцену действительные крестьяне, причем их глупость и грязь изображены хотя и преувеличенно, но в сущности верно.

«Maccaronea»

Третье и главнейшее произведение Фоленго, в котором талант его достигает кульминационной точки развития, — «Maccaronea» — издано было в трех редакциях. Первая относится к 1517 г., 2-я — к 1521 г.

Герой поэмы Бальд благодаря своей силе и заносчивости держит в страхе всех жителей своей местности. Хитростью удается его посадить в тюрьму. Оттуда его освобождают его друзья, вместе с которыми он собирает шайку забияк, отправляется искать приключений, подвергается бурям на море, битвам с пиратами, уничтожает чары, убивает ведьм и чудовищ и достигает даже ада. В аду Бальд и товарищи встречают макаронического пророка, который предсказывает им их судьбу. Затем они приходят к гигантской тыкве, где находятся непризнанные философы, поэты и другие шарлатаны. Здесь Фоленго внезапно прерывает повествование.

В общем, эта поэма представляет, с одной стороны, пародию на рыцарские романы и поэмы, классический эпос, а также на язык гуманистической культуры, и культуру как таковую, с другой — грандиозную сатиру на нравы того времени. Как и в более ранних произведениях, Фоленго применяет здесь возвышенный эпический стиль, представляющий комический контраст с далеко не героическими деяниями героев поэмы. По временам повествование прерывается торжественными обращениями к музам (макароническим) с просьбой вдохновить его и помочь ему в его труде. Сатирический элемент особенно ярко проявляется в описании жизни монахов монастыря Convento della Motella, развратных, грубо-невежественных, прожорливых и лицемерных: «желудок — их Бог, еда — их закон, бутылка — их священное писание». Замечателен воспроизведенный впоследствии у Рабле рассказ старика, державшего гостиницу при входе в Рай и оставившего это место ввиду его невыгодности, так как в Рай приходили одни только нищие, а короли, Папы и герцоги появлялись там очень редко. В последней книге Фоленго, издеваясь над схоластиками, описывает местопребывание Фантазии, где философские и грамматические термины и мысли порхают бездельно подобно мухам, не управляемые ничьей разумной волей. Самые фантастические приключения рассказаны с удивительной точностью и реальностью, имеют правдоподобность истории и обнаруживают в авторе редкое знание человека и природы.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ