Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Фитрат, Абдурауф

Фитрат, Абдурауф

Историки

узбекский историк, филолог, переводчик, писатель, драматург и поэт, один из основоположников современного литературного узбекского языка и литературы, один из известных представителей среднеазиатского джадидизма, первый узбек, получивший учёное звание профессор


Абдурауф Фитрат (узб. Abdurauf Fitrat; 1885, Бухара — 5 октября 1938, Ташкент) — узбекский историк, филолог, переводчик, писатель, драматург и поэт, один из основоположников современного литературного узбекского языка и литературы, один из известных представителей среднеазиатского джадидизма, первый узбек, получивший учёное звание профессор (1926).

Сторонник национально-просветительского движения джадидов. Образование получил в Турции. До революции принимал участие в движении за независимость от России, находился под наблюдением полиции.

Биография

Абдурауф Абдурахман угли (оглы) Фитрат родился в зажиточной узбекской семье в 1886 году (по другим сведениям в 1885 году) в городе Бухаре, в Бухарском эмирате. Его отец, Абдурахим и мать Мустафо-биби (Бибиджон) были образованными людьми.

Сначала учился в мактабе — традиционной мусульманской школе, где учат не только религиозным, но и светским наукам, а затем в медресе Мири Араб в Бухаре. В 1902 году уехал в хадж, а после совершения паломничества, до 1903 года путешествовал, побывал в Аравии, Анатолии (современная Турция), Закавказье, Персии, Афганистане, Индии. После этого вернулся в Бухару, а в 1906 году уехал в путешествие по центральной России, которое длилось до 1908 года. За время этого путешествия, Фитрат побывал в Казани, Нижнем Новгороде, Ярославле, Москве, Петрограде. После возвращения с путешествия, в 1909 году он уехал в Турцию для учёбы в Стамбульском университете, учился и жил в Стамбуле до 1913 года. Во время учёбы в Стамбуле, он познакомится с младотурками и их идеологией, и вместе с другими бухарскими студентами университета, организует «Общество образования Бухары». Данная организация участвует в продвижении светского образования в Бухарском эмирате и других регионах Туркестана. Во время его прибывания в Стамбуле, он пишет стихи. В первый год своего прибывания в Турции, он опубликует сборник своих стихов «Мунозаре» и «Сайха» на персидском языке, а в 1912 году роман «Сайяхи хинди» (также называется «Баянати сайяхи хинди») также на персидском языке. В 1920-е годы, эти три его произведения объявляются советской властью националистическими, пантюркистскими и исламистскими, но именно эти произведения становятся основной литературой туркестанского движения национального возрождения. Именно через эти публикации джадидисты привлекают молодёжь к своей идеологии.

После учёбы в Стамбуле, Фитрат возвращается на родину, и начинает работать преподавателем в школах Бухарского эмирата и распространяет идеи джадидизма, которые дают свои плоды и его сторонников становится больше. В 1915 году он становится главой левого крыла младобухарцев, и станет одним из главных идеологов и лидеров данного движения. После Февральской революции в 1917 году, в Бухарском эмирате ухудшается обстановка для него и его единомышленников, и он переезжает в Самарканд. В Самарканде до марта 1918 года работает редактором в газете «Хуррият» (узб. Hurriyat), после этого уезжает в Ташкент, и в течении двух лет работает переводчиком в представительстве Эмирата Афганистан, одновременно в это время основывает литературно-образовательное общество «Чигатой гурунги» (узб. Chigatoy gurungi), начинает издавать журнал «Тонг» (узб. Tong, слоганом которого становится его любимая и известная фраза «Если в мозгу ничего не изменится, то не стоит ожидать других изменений!» (узб. Miya ozgarmaguncha boshqa ozgarishlar negiz tutmas!).

После окончания медресе, отправился в хадж. Путешествовал по Османской империи, Индии, России. Учился в Стамбульском университете (1909—1913), где организовал общество «Бухоро таълими (умумий) маориф» «Общее образование в Бухаре») где в 1910 году опубликовал на фарси брошюру «Мунозара» о новых (джадидских) и старых школах. Её переводы на русский (1911) и узбекский (1913) языки были опубликованы в Ташкенте. Вторая книга «Рассказы индийского путешественника» также была написана на фарси и опубликована в Стамбуле в 1911 году.

В 1913-14 году, вернувшись из Турции в Бухару, Фитрат возглавил левое, более прогрессивное, крыло джадидского движения. В 1915 году в Петрограде вышел его философский трактат «Рахбар-и-Наджот» ("Путеводитель освобождения").

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ