Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Филин, Александр Иванович

Филин, Александр Иванович

Генералы

18 января 1903 - 23 февраля 1942

советский лётчик-испытатель, генерал-майор авиации


Александр Иванович Филин (18 января 1903 — 23 февраля 1942) — советский лётчик-испытатель, генерал-майор авиации.

Краткая биография

  • Родился в 18 января 1903 года
  • 1921 В Красной Армии
  • 1922 Окончил Петроградскую военно-теоретическую школу авиации
  • 1925 Борисоглебскую школу военных лётчиков
  • 1930 Военно-воздушную академию РККА им. профессора Н.Е .Жуковского (ныне ВВИА)
  • 1930 на летно-испытательной работе в НИИ ВВС
  • 1937 — начальник НИИ ВВС

Достижения

Александр Филин летал на самолётах многих типов, проводил сложные лётные испытания, занимался практической и теоретической работой по совершенствованию конструкций самолетов и технике пилотирования летательных аппаратов, руководил Научно-исследовательским институтом. Основные достижения А. И. Филина:

  • Провёл успешные государственные испытания первых серийных боевых самолётов с убирающимся шасси — скоростных истребителей Павла Сухого И-14 и Николая Поликарпова И-16 (1933)
  • Осуществил первые испытания на штопор советских истребителей
  • Создал Инструкцию по выводу из штопора самолётов-истребителей Дмитрия Григоровича и Николая Полиарпова И-5 (1930) и Николая Полиарпова И-15 (1933)
  • Поднял в небо «двухместный истребитель шестой» ЦКБ-11 (ДИ-6) (30 сентября 1934)
  • Принимал участие в испытаниях самолета УТ-1 (АИР-14) (1936)
  • Совместно с коллегами в НИИ ВВС создал Методики лётных испытаний боевых самолетов
  • 26 августа 1929 года совместно с А. Ф. Ковальковым на самолете АИР-3 совершил дальние перелёты Москва-Минеральные Воды
  • 11-13 сентября 1934 года совместно с Михаилом Громовым на самолете АНТ-25 РД («Рекордная дальность») пролетел за 74 ч. 2 мин. по замкнутому маршруту Москва-Рязань-Харьков 12 411 км, установив мировой рекорд.

Научная работа

В результате осмысления прошедших воздушных сражений в Испании, Китае и Монголии Филин выдвинул концепцию, по которой самолет с самыми лучшими летными данными обеспечивал только 50% боевой задачи. Остальные 50% приходятся на двустороннюю радиосвязь, приборы для полетов в сложных и ночных метеоусловиях и другое оборудование. Испытания в НИИ ВВС проданных нам в 1940 году Германией своих новых истребителей и других боевых самолетов подтверждали концепцию Филина. Он был прав, требуя от главных конструкторов самолетов установки радио и другого современного оборудования и проведения полного цикла заводских испытаний, которые должны были предшествовать испытаниям государственным.

Роковая встреча

…7 мая 1941 г. в Кремле в присутствии Сталина состоялось совещание представителей высшего командования ВВС и руководства НКАП, на котором Филин выступает с докладом «О работе и состоянии НИИ ВВС КА». В своем докладе Александр Иванович подробно проанализировал работу института, показав имеющиеся недостатки и вскрыв их причины. Кроме того, он указал на недостатки в работе авиационной промышленности, выразившейся прежде всего в предъявлении на государственные испытания недоведенных и не до конца прошедших заводские испытания самолетов, в числе которых он назвал Як-1, Як-4, ЛаГГ-1, Су-2, Ар-2, Пе-2 и Ер-2. Неприятным было то, что конец доклада принял характер острой полемики между Филиным и Сталиным. («Подстреленный сокол» М.Руденко. «Труд», 12.05.1998)

По другой версии арест Филина был связан с жалобой авиаконструктора Яковлева на излишние придирки к его самолету Як-1.

Придирки были вполне обоснованы т.к. самолет был не доведен до нужных кондиций и имел много недоделок. Тем не менее в ответ на жалобу Яковлева Сталин распорядился арестовать Филина.

Вск дальнейшее было следствием этого события.

Трагическая кончина

При испытаниях МиГ-3 в НИИ ВВС была получена меньшая дальность, чем в специально организованном перелете Москва-Ленинград в условиях, отличных от принятых для государственных испытаний, и с оборудованием самолета дополнительным прибором, который позволял летчику устанавливать оптимальный режим работы мотора.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ