Феофил Антиохийский (греч. ; ? — не ранее 180—181 годов) — раннехристианский апологет II века, епископ Антиохийский. Христианский святой, почитается в лике святителей.
Жизнеописание
Родился в Сирии, получил хорошее образование и стал христианином под влиянием чтения пророческих книг. Согласно «Церковной истории» Евсевия Феофил был шестым после апостолов епископом Антиохии; вступил на антиохийскую кафедру в 169 году. Феофил приобрел известность борьбой против различных христианских лжеучений (гностицизма, доктрины Маркиона). Так о его деятельности писал Евсевий:
А так как еретики, словно плевелы, засорили чистое поле апостольского учения, то повсюду пастыри церковные отгоняли их, как хищных зверей, от овец Христовых, то наставляя и убеждая самих братьев, то вступая в открытую борьбу с противником: уничтожали их устными рассуждениями; неопровержимо изобличали их учение доводами из письменных источников. Что и Феофил выступил вместе с другими в этой борьбе, ясно из его превосходной книги против Маркиона; она вместе с другими, нами упомянутыми, сохранилась доныне.
— Евсевий Памфил. «Церковная история»
Литературное наследие
- «Послание к Автолику» — сохранилось в рукописи XI века. В этом труде Феофил первым употребляет термин «Троица» по отношению к Богу:
«… три дня, которые были прежде создания светил, суть образы Троицы, Бога и Его Слова и Его Премудрости».
- «Об исторических повествованиях» — на этот свой труд Феофил ссылается в своем Послании к Автолику, но сам текст до нашего времени не сохранился.
- «Против ереси Гермогена» — текст не сохранился, по утверждению Евсевия Феофил использовал при его написании Откровение Иоанна Богослова.
- «Некие катехитические книги» и — не сохранились, упоминаются только у Евсевия.
- «Книга против Маркиона» — была утрачена после IV века, упоминается Евсевием и блаж. Иеронимом.
- «Комментарии на Евангелие и Притчи Соломона» — упоминаются Иеронимом. Не сохранились, кроме отрывка на притчу о неверном управителе, приводимого Иеронимом в письме 97, к Алгазии