Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Феодор Абу Курра

Феодор Абу Курра

Литература

христианский писатель и богослов, писавший на арабском языке, епископ города Харран


Феодор Абу-Курра (араб. , ~ 750 - ~ 830, ср.-греч. ) — христианский писатель и богослов, писавший на арабском языке, епископ города Харран.

Феодор родился в городе в Эдессе. Ничего неизвестно о молодых годах жизни Феодора Абу-Курры, но существует предположение о том, что он жил в лавре Саввы Освященного. Предположение основано на четырех фактах. Первое — грузинский перевод «Страдания Михаила Савваита» Василия Эмесского, согласно которому Абу Курра был рассказчиком Василию этого жития. В конце сочинения, Василий прославляет Савву Освященного , который «явил таких учеников, как Стефан и Иоанн и Фома и Феодор Абу Курра», а сам Феодор Абу-Курра назван «новый святой Савва, пастырь и высокий священник в Сирии, вавилонский чудотворец». Второе — в «Послании к Давиду Монофизиту» Феодор Абу-Курра, что поручает адресата молитвам святого Саввы (Савва Освященный — единственный святой, названный по имени Абу Куррой в контексте). Третье — сочинения Феодора сохранялись и переписывались именно в лавре Саввы Освященного. Четвёртое — в сочинениях Феодора Абу-Курры достаточно много заимствований из работ монаха-савваита Иоанна Дамаскина. Американский исследователь Джон Ламоро (англ. John Lamoreaux) оспаривает связь Абу Курры с лаврой Саввы Освященного. Он, например, указывает, что перевод сочинения Василия Эмесского страдает рядом анахронизмов; он считает, что в этом сочинении Феодор Абу Курра перепутан с Феодором Эдесским, приписку в «Послании к Давиду Монофизиту» Ламоро объясняет как интерполяцию, сделанную переписчиком-савваитом. Главный аргумент Ламоро против принадлежности Феодора к лавре — отсутствие наименования Феодора Абу-Курры монахом-савваитом не только во всех его сочинений (на арабском, на греческом и на грузинском языках), но и в упоминаниях о нём других авторов, которые называют его исключительно епископом Харрана.

С 795 года Феодор Абу Курра — епископ в Харране. Михаил Сириец сообщает, что он был рукоположен патриархом Антиохии Феодоритом (785-799). Феодор был талантливым полемистом и богословом, он был образован, был знаком с мусульманской литературой, медициной, логикой, философий и наследием святых отцов; кроме того, владел греческим, арабским и сирийским языками. Иоанн Кипариссиотес (†1378), сообщает, что Феодор Абу Курра участвовал в соборе против манихеев, о котором из других источников ничего не известно, Иоанн дважды цитирует слова Абу Курры, произнесенные на этом соборе. Феодор Абу Курра был тесно связан с палестинским христианством. Феодор написал для Иерусалимского патриарха Фомы письмо в котором объяснял Халкидонский орос. Феодор неоднократно ездил в Святую землю. В Святой земле Феодор участвовал в диспутах с мусульманами: в Иерусалиме и в южнопалестинском городе Азоте. В Иерусалиме Феодор Абу Курра участвует в полемике о добавлении filioque в Символ Веры с латинскими монахами из монастыря на Масличной горе, прибывшими от двора Карла Великого. Михаил Сириец в Хронике сообщает, что, из-за какой-то клеветы возведенный против него Антиохийскому патриарху Феодориту, Феодор Абу Курра оставил епископскую кафедру, Бассам Нассиф (англ. Bassam Nassif) предполагает, что причиной этому были расхождения по вопросу о иконопочитании — Феодорит был иконоборцем. В 799 году Феодорит умер, Антиохийскую кафедру занял патриарх Иов, Феодор Абу Курра вернулся на епископскую кафедру в Харран. В 813 году Феодор совершил миссионерское путешествие по городам и селам, он дошёл до Александрии, где по свидетельству негативно относящегося к его успехам Михаила Сирийца, своими блестящими диспутами с мусульманами завоевал популярность у простого народа: «поскольку он был софист и со своей аргументацией вступал в диспуты с язычниками (т.е. мусульманами), так как он знал язык сарацин, и этим он приводил в изумление простой народ».

Из Александрии Феодор Абу Курра предпринимает путешествие в Армению, для обращения христианского население из монофизитства в православие, проповедуя и объясняя богословие Максима Исповедника. Около 815 года он прибывает ко двору багратидского принца Ашота Мцакерта. Монофитиский патриарх посылает известного богослова Нонна Низибийского для противодействия Феодору, и между ними происходит богословский диспут. В Армении Феодор находился примерно до 817 года, после этого возвращается в Харран, возможно, через Багдад. Несторианская Анонимная Сирийская хроника 1234 года сообщает о том, что в 829 году в Харран прибыл аббасидский халиф Абдуллах аль-Мамун. Между мусульманином халифом Абдуллахом и христианином епископом Феодором состоялся большой диспут о вере. Около 830 года Феодор умер.

Сочинения

  • В защиту иконопочитания
  • Диалоги с мусульманами
  • О единении и воплощении, и о том, как ипостась воплотилась, а природа Божественная объединилась с природой человеческой в ипостаси Слова Божиего
  • Послание к армянам

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ