Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Федоренко, Лидия Прокофьевна

Федоренко, Лидия Прокофьевна

Педагоги

25 ноября 1912 - 23 апреля 1995

советский украинский педагог, лингвист; доктор педагогических наук, профессор; создатель оригинальной методики преподавания русского языка; основатель научной школы развития речи учащихся и совершенствования речетворческой системы обучаемых - речевого аппарата, речевых механизмов мозга, эмоциональной сферы, памяти; автор учебников по русскому языку для учащихся 4-8 классов; автор учебников по русскому языку для педагогических и профессиональных училищ; автор практикума по орфографии и пунктуации для вузов; создатель учебников по методике обучения русскому языку и развитию речи для вузов


Лидия Прокофьевна Федоренко (12 [25] ноября 1912 — 23 апреля 1995, Москва) — советский украинский педагог, лингвист; доктор педагогических наук, профессор; создатель оригинальной методики преподавания русского языка; основатель научной школы развития речи учащихся и совершенствования речетворческой системы обучаемых - речевого аппарата, речевых механизмов мозга, эмоциональной сферы, памяти; автор учебников по русскому языку для учащихся 4-8 (5 - 9) классов; автор учебников по русскому языку для педагогических и профессиональных училищ; автор практикума по орфографии и пунктуации для вузов; создатель учебников по методике обучения русскому языку и развитию речи для вузов.

Биография

По окончании средней школы работала учительницей 1-го класса в селе Большая Даниловка под Харьковом. Училась в Харьковском университете, затем — в Ростовском педагогическом институте. Работала учителем русского языка на руднике Тавричанка под Владивостоком (1936—1939) и в Москве (1939—1945). С 1945 по 1947 год — директор советской средней школы при Вице-консульстве СССР в Пехлеви (Иран).

В 1951 г. окончила аспирантуру НИИ методов обучения АПН РСФСР. Преподавала в Загорском педагогическом институте (доцент, 1951—1954), затем работала старшим научным сотрудником сектора школ рабочей молодёжи НИИ методов обучения АПН РСФСР (1953—1967).

В 1967—1992 гг. — профессор кафедры методики преподавания русского языка и литературы Московского областного педагогического института имени Н. К. Крупской. Одновременно заведовала лабораторией методики русского языка в НИИ школ РСФСР (1968—1973).

Читала специальные курсы по методике преподавания русского языка в Тобольском, Воронежском, Петропавловском, Южно-Сахалинском и других педагогических вузах страны; инспектировала преподавание методики русского языка в вузах страны.

Возглавляла секцию русского языка и литературы в Госпрофобре СССР.

Семья

Муж — С. А. Хоробров (погиб на войне 5.3.1942).

  • дети — умерли в годы Великой Отечественной войны.

Научная деятельность

Области научных интересов: методика преподавания русского языка в средней школе; методика развития речи детей дошкольного возраста; специфика обучения взрослых; использование новых технологий при обучении русскому языку в училищах; проблемы исследовательской работы в школе и вузе; пропедевтика методических умений в процессе изучения в вузе орфографии и пунктуации и др.

В 1951 г. защитила кандидатскую диссертацию («Методика развития речи и мышления учащихся в связи с изучением грамматики»), в 1966 году — докторскую диссертацию в Ленинградском государственном педагогическом институте имени А. И. Герцена («Принципы и методы обучения русскому языку»).

Уже в первом пособии, вышедшем в 1955 году, Л. П. Федоренко представила систему занятий по грамматической теме в тесной связи с развитием речи, неоднократно и успешно проверенную в школьной практике. Созданные ею многочисленные учебники и методические пособия отличаются богатством дидактического материала и методологической глубиной, неоднократно переиздавались. В учебниках Л. П. Федоренко современный учитель может найти:

  • дидактически целесообразный отбор лингвистических сведений для каждого класса;
  • образцовый в языковом отношении дидактический материал;
  • оригинальную методическую систему подачи материала, развития интеллекта, памяти, внимания, эмоциональной сферы психики школьников и пр.

В Москве, Свердловской, Ленинградской, Псковской и Кировской областях провела эксперимент, в ходе которого были апробированы созданные ею учебники по русскому языку для 4-9 классов и подтверждена разработанная ею теория развивающего обучения русскому языку, включающая:

  • методику развития лингвистических способностей учащихся, подчиняющуюся задачам развития речевых навыков и интеллектуальных способностей школьников;
  • методику развития чувства языка;
  • методику развития монологической речи школьников и др.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ