Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Фегервари, Николай Берталонович: биография

Николай Фегервари был похоронен в посёлке Белое Озеро Николаевского района Ульяновской области.

Деятельность как лётчика-испытателя

В июле 1935 года, вместе с лётчиком М. П. Вахрушевым, Николай Фегервари испытывал новый самолёт-разведчик АИР-4 разработанный конструкторским бюро Яковлева. Самолёт испытывался для изучения возможности применения эффекта прозрачности для обеспечения невидимости — вся полотняная и фанерная обшивка самолета была полностью заменена целлоновой пленкой. По сути, это была первая попытка применения стелс-технологии в военной авиации. Самолет в воздухе быстро исчезал с глаз наземных наблюдателей. Hа кинокадрах не получалось изображение самолета, а на больших расстояниях не видно было даже пятен.

Также вместе с М. П. Вахрушевым, Николай Фегервари участвовал в испытаниях другого самолёта-невидимки — прозрачного самолёта (ПС) конструкции С. Г. Козлова. Испытания проходили 28 июля 1935 года в Липицах.

С декабря 1939 Фегервари работал лётчиком-испытателем военной приёмки авиазавода № 1 в Москве, где испытывал серийные И-153 (1939—1941), Як-4 (1940), МиГ-1 и МиГ-3 (1941).

В период с 14 по 20 августа 1941 года на испытательной ста­ции завода № 1 проверялось применение на МиГе двух подвесных сбрасываемых картонных бензоба­ков емкостью по 100 литров каждый. Лётчики Н. Б. Фегервари и В. Н. Савкин оценивали работу бензосистемы в воздухе, прочность крепления баков и надежность сброса после выработки горючего. Разработанная для МиГ-3 заводом № 4150 конструкция оказалась удач­ной, позволяя истребителю выполнять виражи, бое­вые развороты и другие фигуры без значительных пе­регрузок, обеспечивая бесперебойное питание мотора топливом.

В своих мемуарах Николая Фегервари вспоминают его совыпускник, ветеран рабочего движения, Герой Социалистического Труда Народной Республики Болгарии Христо Паков и Член Союза писателей СССР, знаменитый лётчик-испытатель Игорь Шелест в эпизоде об испытаниях первого советского истребителя Ил-400, в частности вспоминает диалог лётчиков Николая Фегервари и Леонида Минова (будущий организатор первого в истории парашютного десанта) с К. К. Арцеуловым, когда последний, перед полётами оценил шансы испытателей: «Либо всей ватагой пить пиво на «Стрелку», либо… собирайте деньги на венок».

Примечательные истории

О персоне Николая Берталоновича Фегервари повествует следующая история из воспоминаний генерал-полковника авиации Ф. П. Полынина. Однажды в начале 1930-х в авиалагере под Серпуховом у деревни Липецы к Фегервари подошла миловидная молодая женщина и чуть не со слезами на глазах стала умолять:

— Ну, научите меня летать. Ну, пожалуйста… — Не могу я этого сделать, уважаемая. Не могу. Авиация боевая, а вы хотите, чтобы я посадил в самолёт женщину, — отбивался от неё Фегервари. — Я всё это понимаю, — не унималась она. — Но сделайте исключение, прошу вас. — Ну что мне с вами делать? Узнает начальство — не сдобровать…

В конце концов, командир отряда сдался и разрешил после основных полетов провезти её на По-2. Эта история наглядно демонстрирует мужество Николая Фегервари, как человека и начальника, прежде всего. Будучи уже однажды судим, и рискуя в случае неудачи надолго отправиться за решётку, он позволяет женщине сесть за штурвал.

Она оказалась на редкость способной, быстро переняла приёмы управления самолётом, уверенно взлетала и садилась. Вскоре её выпустили самостоятельно и порекомендовали продолжить учебу в одном из подразделений Гражданского воздушного флота. Этой женщиной была ныне всем известная лётчица Валентина Гризодубова.

Позже, в годы Великой Отечественной войны, после его гибели, Валентина Гризодубова уже будучи опытной женщиной-пилотом — командиром авиационного полка, по просьбе супруги Николая Берталоновича, взяла к себе в полк его сына — несовершеннолетнего Бориса Фегервари. В составе 101-го авиаполка, служа мотористом в лётно-подъёмном составе, Фегервари-младший прошё всю войну, готовя самолёты к боевым вылетам.

Память

Именем Николая Фегервари был назван Центральный аэроклуб Венгерской Народной Республики.

Ссылки

  • [1] по:
    • Биография, составленная А. А. Симоновым

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ