Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Унташ-Напириша

Унташ-Напириша

Монархи

Унташ-Гал


Унташ-Напириша — царь Элама, правил приблизительно в 1275 — 1240 годах до н. э. Сын Хумбан-нумены I. Его имя означает: «Мне помогал великий бог». Под «Великим богом» подразумевается бог Хумпан. Поэтому имя царя раньше чаще всего читали как Унташ-Хумпан. Однако имя бога Хумпана было, очевидно уже в начале II тысячелетия, подвергнуто табу и писалось с тех пор в эламских надписях, как правило, в шумерском словесном знаке DGAL (дингир.гал, по-эламски напи-риша) со значением «великий бог». Поэтому имя Унташ-Напириша встречается и в таком написании — Унташ-Гал.

Поход в Вавилонию

В его правление Элам династии Игехалкидов достиг наивысшего расцвета. При Унташ-Напирише нашло своё высшее выражение и эламское искусство, особенно это касается архитектуры и скульптуры. Его царствование производит впечатление большой мощи в сочетании с доброжелательной разумностью. На протяжении всего своего долгого правления он использовал свою власть преимущественно для возведения сооружений внутригосударственного и религиозного характера. Во внешнеполитических делах он, похоже, лишь один-единственный раз прибёг к решительным мерам.

За период его царствования во враждебной соседней Вавилонии сменились несколько царей из касситской династии. Вавилонское царство переживало политические и экономические трудности. Унташ-Напириша хладнокровно наблюдал за быстро наступающим упадком Вавилонии. И, когда ему показалось, что настал подходящий момент, он предпринял внезапное вторжение.

Об этом свидетельствует обнаруженный в Сузах обломок статуи Иммерии, вавилонского бога сил природы. Унташ-Напириша привёз её как трофей и сделал на нём надпись на аккадском языке. В этой надписи в начале третьей строки имеется пробел для одного знака; затем следует: […]-li-ia-a ([…]-ли-иа-аш). Ранее вместо пробела предполагали читать [Кашти]лиаш. А это означало бы, что статуя принадлежала касситокому царю Каштилиашу IV. Однако впоследствии предложено было гораздо более убедительное прочтение: [Туп]лияш. Оно точно вписывается в пробел (туп воспроизводится одним знаком). Туплияш это касситское название Эшнунны. Если, что вполне вероятно, Унташ-Напириша добыл статую именно здесь, то он прошёл через дружественный ему Варахсе и в районе Дера проник в Двуречье, затем разорил территорию Эшнунны, чьим богом-покровителем и был воплощенный в статуе Иммерия. Хотя прежнее чтение [Кашти]лиаш определяется, как неправильное, всё же не исключено, что Унташ-Напириша выступил в поход именно против этого касситского царя, ибо в период царствования Каштилиаша IV Вавилония переживала наибольший упадок. Как бы там ни было, эламиты ограничились в Вавилонии грабежом и, не пытаясь удержать захваченные земли, вернулись на родину.

Строительство Дур-Унташа

Унташ-Напириша основал новый город-резиденцию Дур-Унташ («Крепость Унташа»; ныне городище Чога-Занбиль), где хорошо сохранились ступенчатая башня храма Хумпана и Иншушинака и развалины царских дворцов. В своей надписи царь обобщает самое существенное в постройке, а также посвящение его божествам:

«После того как мне удалось доставить строительный материал, я построил здесь Дур-Унташ и создал священный округ. Я их окружил внутренним и внешним валами. Я воздвиг такой высокий храм, какой не удалось воздвигнуть ни одному из прежних царей, и я посвятил его богам Хумпану и Иншушинаку, покровителям священного округа. Моё строение и творение воистину принесено им в дар! Да царят здесь милость и законность Хумпана и Иншушинака!»

Всё было задумано и запроектировано с большим размахом. Колоссальный пятиступенчатый зиккурат, имеющий длину основания в 105 м, а в высоту возвышающийся более чем на 50 м (ныне сохранилось только 25 м), был обнесён внутренней стеной. Между нею и другой стеной были предусмотрены храмы для 22 божеств, однако было возведено лишь 13. Задуманный Унташ-Напиришей комплекс не был, таким образом, завершён при его жизни. Как это ни странно, но его потомки не стали продолжать работу над этим сооружением.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ