Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Унсет, Сигрид: биография

Вершина творческого успеха

В 1919 году Унсет с семьей поселяется в Лиллехаммере, расположенном в 130 км севернее Христиании. В усадьбе Бьёркебек (Березовый ручей) начинается новый, самый плодотворный период жизни и творчества писательницы. Она возвращается к своей давнишней мечте написать роман из истории норвежского средневековья, но при этом реалистически изобразить в нём судьбу незаурядной женщины, её борьбы за эмансипацию и личное счастье. Такую героиню Унсет находит не в современной, а в средневековой Норвегии. Так возникает центральное произведение Унсет — историческая трилогия «Кристин, дочь Лавранса», состоящая из трех романов «Венец» (1920), «Хозяйка» (1921) и «Крест» (1922).

Роман поразил современников своим совершенством. При скрупулезном исторически достоверном изображении жизни и быта норвежцев между 1310 и 1349 годами, писательнице удалось создать психологическую и философскую драму, в центре которой — судьба главной героини Кристин. Она выступает в романе как носительница индивидуального личностного начала, она противопоставляет требованиям общины, рода, своё индивидуальное чувство. Добившись реализации своих мечтаний вопреки устоям общества, Кристин сталкивается с оборотной стороной свободы — ответственностью за принятые решения. В финале трилогии героиня находит счастье и спокойствие в самопожертвовании.

К этой трилогии и хронологически, и тематически примыкает дилогия «Улав, сын Аудуна из Хествикена» (1925) и «Улав, сын Аудуна, и его дети» (1927). Главный герой дилогии, Улав, так же как и Кристин — представляет собой самодостаточную личность, вынужденную сосуществовать в средневековой среде, зачастую отказываясь следовать обычаям рода (в частности, прощает изменившую ему невесту) и до конца своих дней вынужден расплачиваться за это принятое однажды индивидуалистическое решение.

Исторические романы Унсет, поднимавшие психологические и философские проблемы, близкие читателям XX века, и при этом блестяще рисующие исторический средневековый фон, были восторженно приняты критиками и публикой.

В 1928 году Унсет была удостоена Нобелевской премии по литературе «за совершенное описание норвежского средневековья».

Финансовые средства, которые Унсет получила как лауреат Нобелевской премии, она потратила на благотворительные цели (стипендии для одаренных детей — 80 тысяч крон; создание школ для детей из бедных католических семей Норвегии — 60 тысяч крон; поддержка молодых норвежских писателей — 60 тысяч крон).

Поздний период жизни и творчества

После 1928 года Унсет возвращается к современной теме в романах «Гимнадемия» (1929) и «Неопалимая купина» (1930), пишет романы о супружеской жизни «Ида Элизабет» (1932) и «Верная жена» (1936), но большого успеха они не приносят, как и роман из истории Норвегии XVIII века «Мадам Дортея» (1939).

В 1930-е годы Унсет занялась общественной и публицистической деятельностью, полемикой по религиозным вопросам. Она перешла в католичество и стала в ряды его апологетов. Кроме того Унсет интересовалась детским кукольным театром и древненорвежскими сагами, переводами которых и занималась. В 1935 году Унсет возглавила Союз норвежских писателей. Она активно выступает против фашистских и нацистских режимов, возглавляет в 1935 году кампанию за присуждение Нобелевской премии мира узнику гитлеровского концлагеря публицисту Карлу фон Осецкому.

В 1934 году Унсет выпустила в свет новый роман «Одиннадцать лет», являющийся скорее художественно-оформленными мемуарами. В романе описывается жизнь и переживания девочки. Критика признает за Унсет ряд заслуг в дальнейшем развитии норвежского литературного языка («риксмола»).

После начала советско-финской войны (1939—1940) Унсет продала свою нобелевскую медаль за 25 тысяч крон и передала все вырученные деньги для помощи финским детям. Также она приютила у себя в доме трёх финских детей-беженцев.

В апреле 1940 года нацисты оккупировали Норвегию. Спасаясь от них, Унсет на лыжах уходит в нейтральную Швецию, где узнаёт, что её старший сын убит во время боёв с немцами. С сыном Хансом Бенедиктом (дочь умерла ранее от тяжёлой болезни, с мужем Сигрид разошлась в 1925 году) писательница через территорию СССР эмигрирует в США.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ