Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

У Чжэнь: биография

«Так называемая „игра тушью“ создаётся учёными на досуге от занятий, когда вдруг у них возникает желание передать настроение минуты. По мнению критиков, такая живопись отличается особой свободой, раскованностью. Как-то на картине Чэнь Цзяньчжая с изображением монохромной сосны я прочёл стихотворную надпись: „Идея-суть выражена сполна, сходства в красках не требуется совсем. Такое дано в прошлой жизни Цзюфану“. По мне тут выражено подлинное понимание живописи».

Большое значение для У Чжэня приобретают творческие контакты с Хуан Гунваном, Ни Цзанем и Ван Мэном., ведущими художниками-интеллектуалами того времени, которые были близки ему по духу и творческим устремлениям. Известно, например, что в 1338 году У Чжэнь написал для Хуан Гунвана картину «Вид горы Чжуншань». Сохранились также тексты надписей Ни Цзаня и Хуан Гунвана на отдельных его произведениях, и тексты самого У Чжэня на работах Ван Мэна.

В последние годы жизни творчество У Чжэня получило признание. Имея возможность всецело заниматься искусством, художник безвыездно жил в Вэйтане. Здесь же в 1354 году он умер и был погребён недалеко от своего дома. Незадолго до смерти У Чжэнь сочинил и написал табличку для своей могилы: "Усыпальница монаха по прозванию «Цветущая слива».

Творчество

Изначально творчество У Чжэня основывалось на работах прославленных мастеров пейзажа эпохи Северная Сун — Го Си, Ли Чэна, Дун Юаня, Цзюй Жаня. Он очень долго изучал их, и приблизительно к 50-и годам выработал свою манеру.

У Чжэнь писал пейзажи и бамбук. Его пейзажи, как правило, это обычные речные сценки с непременным рыбаком — жанр, который весьма соответствовал своему времени, поскольку выражал человеческое стремление к спокойствию и надёжности, бегству от отталкивающих сторон общественного бытия. Особенности его пейзажей можно вывести методом исключения, то есть, описав то, что ему не присуще: драматические эффекты, экспрессивные человеческие фигуры, применение формальных средств, характерных, например, для живописи его современника Шэн Моу — более динамичного мазка и более динамичных форм. Пейзажи У Чжэня проникнуты настроением спокойствия, которое китайские литераторы обозначают словом «пиньдань» — ровность, пресность.

Идеальным примером сказанному может служить картина «Рыбак» созданная в 1342 году (Национальный дворцовый музей, Тайбэй). Поэма, написанная художником на верхней части свитка посвящена рыбалке, сама картина — нет. Человек, сидящий в лодке у переднего края берега, задумчиво смотрит на низкие горы и лунный свет, разливающийся по водной глади, а лодочник отдыхает, отложив весло. Композиция опирается на устойчивую горизонталь, нарушаемую только вертикалями деревьев; поверхность земли сформирована невысокими холмами с единственной треугольной горой вверху справа, которая кажется далёким эхом треугольных верхушек деревьев. Домики вверху справа в свою очередь выглядят эхом уединённого прибежища внизу слева. Эти взаимоотношения форм, растянувшиеся по диагонали картины, выражают чувство одиночества и отчуждённости; это ещё один приём, используемый в речных пейзажах, для передачи смыслового посыла людям юаньской эпохи.

Работа кистью У Чжэня ограничена несколькими разновидностями мазка, но во всех случаях широкого и прямого, выполненного кистью такого типа, которая при нажатии оставляет ровный след. Китайцы называют это «круглой» работой кисти, в отличие от «остроконечной», котрую применял, например, Шэн Моу.

Другой, но едва ли не самый известный его свиток «Рыбаки», является версией картины пейзажиста X века Цзин Хао, которая принадлежала У Чжэню; он существует в двух вариантах. Один ныне находится в Галерее Фрир, и датируется примерно 1340 годом, другой хранится в музее Шанхая, не датирован художником, но сопровождён колофоном, написанным в 1345 году земляком У Чжэня — У Гуанем, для которого эта картина, видимо, и была написана, поскольку на ней стоят его печати. У Гуань был богатым коллекционером и художником-любителем, восторгавшимся работами У Чжэня, и вполне вероятно, увидев раннюю версию картины, попросил сделать другую для себя. Оба варианта «Рыбаков» не идентичны в композиции; более ранний несет на себе следы импровизаций и правки, начисто отсутствующие в позднем. На каждом свитке изображены рыбаки в лодках, и каждый сопровождён четырёхстрочным стихом, сочинённым в размере «Песни рыбака». Рыбалка в юаньской поэзии и живописи стала метафорой отшельничества, бегства от жизненных трудностей. Фигуры учёных-рыболовов всем своим поведением и позами показывают, что они оказались на реке вовсе не для того, чтобы поймать рыбу; они либо спят, либо любуются природой, либо перекликаются друг с другом, либо просто гребут веслом. Только один человек почти в самом конце свитка занят рыбной ловлей.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ