Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Тюфякин, Пётр Иванович

Тюфякин, Пётр Иванович

Педагоги

театрал и денди, главный директор императорских театров , последний из князей Тюфякиных


Князь Пётр Иванович Тюфякин (1769—1845) — театрал и денди, главный директор императорских театров (1819-21), последний из князей Тюфякиных. После 1821 года нигде не служил и «сибаритствовал» в Париже.

Биография

Сын князя Ивана Петровича Тюфякина (1740—1804), курировавшего в Москве строительство Екатерининского дворца, от брака с княжной Марией Александровной Долгорукой (1749—1804), племянницей московского генерал-губернатора В. М. Долгорукова-Крымского. По приказанию императрицы молодой Иван Тюфякин путешествовал (под именем господина Баева) по западу Европы «с целью совершенствования в архитектуре и разведении садов».

Ободрённый рождением сына, призванного продолжить древний род Тюфякиных, отец начал строительство в верховьях Оки соимённой ему усадьбы Петровское (ныне микрорайон Петровский города Алексин). В день коронации Александра I старый князь Тюфякин был пожалован в действительные тайные советники. Его последние годы были омрачены душевным расстройством супруги, которая покоится в Даниловом монастыре.

Пётр Тюфякин начал службу в Семёновском полку, воспитывался вместе с великим князем Александром Павловичем и князем А. Н. Голицыным. Упрочил своё положение при дворе женитьбой на племяннице фаворита Платона Зубова. В 1793 г. был назначен камер-юнкером двора великого князя Александра Павловича и спустя пять лет пожалован в камергеры. Император Павел I, не жаловавший Зубовых, уволил его 20 апреля 1799 г. в чине подпоручика и выслал из столицы в Москву.

Воцарение Александра Павловича, по-видимому, не отразилось на судьбе Тюфякина в такой мере, как он того желал, и, по словам Вигеля, «видя себя обманутым в надежде сделаться любимцем царя, он с досады поселился в Париже», где старался не пропускать ни одной премьеры, снискав репутацию знатока театров. Завязал роман с певицей Луизой Мюллер, которая в 1805 г. пела партию Марцеллины в первой постановке оперы «Фиделио». Весьма лестно отзывалась о Тюфякине встречавшая его в Вене мадам де Сталь.

После разрыва Наполеона с Александром вынужден был покинуть Париж и вернуться на родину, где 4 апреля 1812 года получил назначение вице-директором и присутствующим в Конторе театральной дирекции. На протяжении семи лет ведал хозяйственной частью театрального ведомства. Показал себя деловитым и энергичным администратором — расширил свою компетенцию, поправил финансовое положение государственных театров, которые вместо дефицита стали приносить доход.

А. Л. Нарышкин, заведовавший всеми театральными зрелищами, в конце 1814 года отбыл вместе с императрицей в Европу, оставив своим заместителем Тюфякина. Особенно упрочилось положение последнего после выхода в отставку его недруга князя А. А. Шаховского. Кипучая деятельность его была оценена государем: Тюфякин был пожалован в гофмейстеры (22 июня 1816 г.), орденом св. Владимира 2-й степени, 14 февраля 1818 г. удостоен высочайшей благодарности при рескрипте и ордена Св. Анны 1 степени.

В апреле 1819 года Тюфякин сменил Нарышкина в качестве главного директора императорских театров. Приглашением в Россию именитых западноевропейских актёров ему удалось привлечь в театры самую космополитичную публику. Что касается русских актёров, то «обращение князя Тюфякина с артистами доходило иногда до безобразного самоуправства и цинизма», говорит о нем П. Каратыгин, подметивший у князя «монгольские замашки». По сведениям Вигеля, начальник театров «вечером никогда не бывал в трезвом виде… скучен, несносен, своенравен и знал одни только чувственные наслаждения».

«Апогей всех трупп» длился недолго. В 1821 г. Тюфякин, мечтавший иметь в Петербурге постоянную труппу французских актёров, которые бы играли на языке своей родины, отправился для её подбора в Париж. Временно замещавший его Майков и князь Шаховской смогли представить императору состояние русских театров в самом мрачном виде. Интрига имела успех: Тюфякина отставили от должности, после чего в Россию он больше уже не возвращался.

Обладатель большого состояния, этот «русский Лукулл» снял апартаменты напротив парижской оперы, украсив их дорогими картинами и редкими книгами. Когда в разгар Июльской революции русским приказано было выехать из Парижа, Поццо ди Борго исходатайствовал у императора Николая I позволение Тюфякину оставаться на месте, под видом болезни. Император, однако, потребовал от бездетного князя распределить свои русские имения между родственниками (в основном Долгоруковыми), оставив за собой лишь ренту.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ