Туллия д'Арагона: биография
В 1535 г. она родила дочь, Пенелопу д’Арагон (c которой, видимо, и обосновалась в Ферраре); также она была матерью сына Челио, чьим отцом был Сильвестро Гвиккарди. За Гвиккарди, уроженца Феррары, она вышла замуж в Сиене в 1543 г., что позволило ей обойти суровые законы, мешающие её комфортной жизни и определявшие выбор одежды и места жительства для незамужних «девиц». Гвиккарди быстро исчез из её жизни. В 1544 году властям на нее поступил донос, что де факто она является куртизанкой, однако постановлений для них не слушается.
В 1545-6 г. Туллия, покинув Сиену, прибыла во Флоренцию, где стала близка ко двору Козимо I Медичи, великого герцога Тосканского, несмотря на то, что по приказу герцога был убит ее прежний любовник Филиппо Строцци.
В течение предшествующего времени двор Медичи был именно тем местом, где поощрялось возрождение неоплатонизма, что в особенности видно в работах Марсилио Фичино, который также писал о природе плотского желания и любви с подобной точки зрения. В этом же году вышло прекрасно изданное собрание стихотворений Туллии, которое она посвятила герцогине Элеоноре Толедской.
Туллия осуществила успешную кампанию, которая обезопасила её жизненный стиль: её мишенью оказался интеллектуальный король Флоренции Бенедетто Варки, которого она стала бомбардировать льстивыми сонетами, пока он не сдался. Вскоре за ним последовала остальная интеллектуальная элита. Туллия превратила свой дом в философскую академию для cognoscenti и продолжала восприниматься как серьёзный писатель. В эти годы она написала «Диалоги о бесконечности любви» (1547), которые являются неоплатоническим суждением о женской сексуальности и эмоциональности в рамках изменения концепции романтической любви. «Диалоги» построены как беседа между ней и Бенедетто Варки о природе любви.
Благодаря заступничеству Варки, дошедшему до Элеоноры Толедской и затем к Козимо Медичи, Туллия была оправдана после нового доноса 1547 года и получила право не соблюдать предписание куртизанкам, запрещавшее им «носить драгоценности и шелковые платья», а также предписывающее «носить головной убор с жёлтой полосой, свидетельствующий о её профессии». Туллия получила официальный статус «поэтессы».
Вас и меня природа (иль Создатель) сотворили По мерке сходной, очень старой; и материя одна. Так в чем причина, что мне гордость с честью не дана, И мыслить дар – коль Вас, Манелли, ими наделили? Духовно я весьма проста, Вы как-то говорили, На людях не осмелюсь петь, настолько смущена, Вы знаете – отвага во мне страхом сожжена, Ведь никогда мне с Вашим не сравняться стилем? Нет, Пьетро, точно знаю, не сумеете поверить: Я в точности как Вы тружусь, чтоб к небесам взлететь Душой; а именем – внизу добиться славы вечной. И коль судьба не будет злой – мечтаний не развеет, То прежде чем наступит час покинуть тела клеть, Увижу утоленье своей жажды вековечной.
Fasseli gratia per poetessa — Простите её, она ведь поэтесса. (Герцог Козимо Медичи о Туллии в письме к своему министру) |
Печать ее поэтических трудов, видимо, связанна именно с легимитизацией этого статуса.
В эти же годы Туллия написала серию сонетов, которые воспевали достоинства выдающихся флорентийцев того времени, а также выдающихся литераторов. Кроме того, её творчеству свойственна и другая тематика.
После этого 38-летняя Туллия вернулась в Рим (1548), по причинам, которые остаются непонятными. Начиная с этого времени о её жизни известно немного. Инквизиция и ужесточившиеся консервативные нравы изолировали её от литературного круга, привычного Туллии, возможно, в Риме она не нашла друзей, подобных тем, которые были у неё во Флоренции. Её последняя известная работа, видимо, написанная именно в эти годы, «Il Meschino», представляет собой эпическую поэму об испытаниях юноши Джиаррино, который был взят в рабство и совершил путешествие по Европе, Азии, Африке, Чистилищу и Аду в поисках потерянных родителей. Опубликована посмертно.
Туллия скончалась в 1556, похоронена в церкви Сант-Агостино, рядом с матерью и дочерью.
Сочинения
- Rime della Signora Tullia d’Aragona et di diversi a lei (Стихи синьоры Туллии д’Арагона и других поэтов, посвящённые ей) — сборник из 130 стихотворений, 56 из которых написаны самой Туллией, а остальные — ей обожателями.
- Dialogo dell’infinit d’amore, 1547 («О бесконечности любви»).
- Il Meschino, altramente detto il Guerrino, patto in ottava rima, изд. 1560. Поэма в 36 песнях
В литературе
Туллия часто упоминается в произведениях современников:
- Спероне Сперони написал «Dialogo di amore», местом действия которого являлся салон Туллии, и сама она являлась одной из собеседниц.
- Упоминается Якобо Нарди в предисловии к переводу «De oratorio» Марка Туллия Цицерона — как «единственная наследница эклог Туллия» (игра слов).
- Пьетро Аретино, который не любил Туллию, вывел некоторые её черты, как считается, в персонаже по имени Пиппа в «Ragionamenti», а также использовал её образ для памфлета «La Tariffa delle puttane dei Venetia».
Значение
Получившая прекрасное образование, в предисловии к «Il Meschino» она яростно защищает право женщин на обучение.
Во время второй волны феминизма в 1970-х и 1980-х творческие и академические произведения Туллии нашли новых ценителей.
Ссылки
- Арагон Туллия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Сочинения в проекте Гуттенберг
- Статьи и материалы
Литература
- Rinaldina Russell. Italian Women Writers: A Bio-bibliographical Sourcebook
- Janet Levarie Smarr, Daria Valentini. Italian Women and the City: Essays
- Gaia Servadio. Renaissance woman
- Thomas Adolphus Trollope. Tullia d'Aragona. Olympia Morata. Isabella Andreini. Bianca Cappello. Olympia Pamfili. Elisabetta Sirani. La Corilla. 1859