Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Третьяков, Виктор Васильевич

Третьяков, Виктор Васильевич

Литература

рижский русский поэт и журналист; один из представителей постгумилёвского направления в поэзии русской эмиграции, проживавший в межвоенной и позже советской Латвии


Виктор Васильевич Третьяков (1888 год, Киевская губерния — 1965 год, Рига) — рижский русский поэт и журналист; один из представителей постгумилёвского направления в поэзии русской эмиграции, проживавший в межвоенной и позже советской Латвии.

Начальный этап биографии

Виктор Третьяков родился в Киевской губернии. Базовое образование получил в Киевской Александровской гимназии, которую закончил с хорошими результатами. После окончания гимназии поступил в Санкт-Петербургский университет, который не закончил. Его предпочтения изменились — прервав учёбу в университете, Третьяков с успехом сдаёт экзамены и поступает в Санкт-Петербургскую Академию художеств, испытывая влечение к изобразительным искусствам. Писать стихи Третьяков начал ещё в период обучения в Александровской гимназии Киева, а первое его стихотворение было напечатано в газете «Киевская мысль» в 1915 году. Однако сразу после того как Виктор Третьяков заканчивает Императорскую Академию, разгораются революционные события, которые понуждают молодого выпускника к эмиграции — в 1920 году Третьяков волей случая оказывается в Риге, где ему удаётся закрепиться.

Очень тёплые впечатления сохранились у Третьякова о творческой поэтической студии («Цех поэтов»), которую вёл признанный мэтр отечественной поэзии, один из основоположников русского акмеизма Николай Степанович Гумилёв — Третьяков был одним из учеников этого цеха. Именно об этом насыщенном событиями, знакомствами и новыми ощущениями петербургском периоде жизни Виктор Третьяков писал в воспоминаниях с горячим воодушевлением — именно гумилёвские литературно-экспериментальные штудии сподвигли Третьякова на более углублённое профессиональное погружение в искусство поэзии. Тогда, на «Цехе поэтов», на котором систематически присутствовали Зинаида Гиппиус, Михаил Кузмин, Анна Ахматова, Третьяков показал себя безупречным знатоком и страстным поклонником поэтического творчества Михаила Кузмина. Часто Третьяков с удовольствием демонстрировал своё умение цитировать Кузмина, который сам не мог настолько же успешно и безукоризненно вспомнить строки из своих собственных произведений, что, безусловно, льстило последнему. Тогда же между двумя авторами завязалась дружба и переписка.

Публикации в рижской прессе

В Риге Третьяков начинает пробовать себя в переводческом ремесле, регулярно публикуя в читаемой перспективной газете «Сегодня» успешные переводы латышских литераторов, тем самым зарабатывая себе на жизнь. Его переводы начала 1920-х годов отличались новизной и свежестью поэтической интерпретации. Латвийские газеты и журналы, в основной своей массе рассчитанные на эмигрантскую ностальгирующую русскоязычную аудиторию, публиковали его культурно-критические статьи о современных модернистских тенденциях в петербургской живописи и литературе.

Таким образом, через некоторое время Третьяков занял нишу литературно-художественного обозревателя новой петербургской довоенной культуры, которая, хоть и осталась в старой России, но всё же по крупицам её часть как бы удалось вывезти за рубеж. Очень много Третьяков писал о Союзе поэтов, деятельность которого активно курировал Гумилёв вплоть до своей гибели; также он уделял внимание в своих публикациях оригинальным литературным лекциям Корнея Чуковского. Третьяков — автор очерка, посвящённого книге Александра Блока «За гранью прежних дней». Часто Третьяков вспоминал о литературных вечерах, которые организовывал и вёл поэт Всеволод Рождественский. Несколько статей Третьяков посвятил своим встречам с поэтессой и интересной мемуаристкой Ириной Одоевцевой, рижанкой из семьи остзейских немцев. Иногда Третьяков фактически с позиции историзма описывал текущие события, имевшие отношения к культурно-литературной жизни русской Риги, органично связывая и сравнивая её образ с петербургским, который как бы безвозвратно остался в прошлом.

Виктору Васильевичу Третьякову принадлежит заслуга в создания литературной студии при популярном периодическом издании «Сегодня» по аналогии с гумилёвским «Цехом поэтов». В 1926 году Третьяков отметился серией публикаций, посвящённых Шестому Всеобщему празднику песен, который состоялся в Риге на эстраде, построенной специально для этого знакового события архитектором Паулем Кундзиньшем в парке Эспланада. Фактически Третьяков был дотошным комментатором этого Всеобщего праздника песен, подробно освещая его ход в газете «Сегодня» для русского населения страны — при этом важным было то, что русские певческие коллективы также принимали участие в празднике.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ