Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Торнабуони, Лукреция

Торнабуони, Лукреция

Литература

супруга Пьеро ди Козимо Медичи и мать Лоренцо Великолепного, итальянская религиозная поэтесса периода Возрождения, патронесса искусств и благотворительница, игравшая большую роль в общественной жизни Флоренции XV века


Лукреция Торнабуони де Медичи (итал. Lucrezia Tornabuoni de' Medici , 1425, Флоренция — 28 марта 1482) — супруга Пьеро ди Козимо Медичи и мать Лоренцо Великолепного, итальянская религиозная поэтесса периода Возрождения, патронесса искусств и благотворительница, игравшая большую роль в общественной жизни Флоренции XV века.

Биография

Дочь Франческо Торнабуони, на её сестре был женат Томмазо Содерини. В 1444 году 19-летняя Лукреция была выдана замуж за сына Козимо ди Медичи Старшего — Пьеро I по прозвищу Подагрик (1416—69), образованного и умного человека, бывшего девятью годами старше её. Род Торнабуони был в числе тех семей, которые способствовали возвращению Медичи во Флоренцию после изгнания, и данный брак способствовал укреплению союза между двумя родами. До этого выдать свою дочь Гваральду за Пьетро предполагал Франческо да Баттифолле, но после отказа он разорвал отношения с Флоренцией.

Пьеро был ин­валидом, обреченным на постоянное пребывание в четырех стенах, откуда мог отправиться в путь только на носилках. У Лукреции и Пьеро родилось шестеро детей:

  1. Бьянка (1445—1488), супруга Гульельмо де Пацци
  2. Лукреция, прозванная Наннина (1448—1493), супруга Бернардо Руччелаи
  3. Лоренцо Великолепный (1449—1492), женат на Клариче Орсини (1453-88)
  4. Джулиано (1453—1478), его побочный сын станет папой Климентом VII
  5. младенец мужского пола
  6. младенец мужского пола

Также она воспитывала Марию, бастарда своего супруга. Все дети получили прекрасное образование, изучали философию, классическую литературу, политику и проч. Пишут[кто?], что обладая великолепным образованием она также занималась просвещением своих детей.

Благодаря её прямым усилиям был заключен брак между Лоренцо и Клариче Орсини — союз между двумя родами, который окажется особенно ценным в будущем. С целью познакомиться с невестой в 1467 году она отправилась в Рим. Оглядываясь на историю династии Медичи, историки указывают, что именно матримониальная политика Лукреции оказалась одним из самых важных действий в семейной истории, в долгосрочной перспективе способствовавший карьере некоторых Медичи в Ватикане и обеспечивший богатство и престиж семье на несколько столетий вперед. Она занималась управлением имуществом семьи, налаживанием общественных и дипломатических связей и во многом способствовала росту авторитета Медичи.

Супруг поручил ей распределять милостыню среди нуждающихся, кроме того, к этим средствам она добавила свои доходы от торговли землей, финансирования купцов и ремесленников и проч. Её деятельность была ещё одним вкладом в рост популярности Медичи в народе, которая была немаловажным фактором в судьбе семьи. В одном из своих писем Лукреция писала, что то, что хорошо для Флоренции и Тосканы — хорошо для Медичи.

Лукреция не была красавицей: она была близорукой, и имела нос «уточкой» и не чувствовала запахов. Эти качества у неё унаследовал сын Лоренцо. Она не обладала крепким здоровьем, и её организм нуждался в постоянном медицинском присмотре, с целью восстановления сил она проводила много времени за городом, в поместьях и на курорте с серными источниками Морбе, который она выкупила и обустроила.

Она скончалась через несколько лет после неудавшегося заговора Пацци против её сына Лоренцо, в котором всё же погиб её сын Джулиано. После её кончины Лоренцо написал 27 писем разным правителям с сообщением о постигшей его утрате. «Я испытываю страшное горе, — писал он, — потерял я не просто мать, а единственное убежище от неприятностей и вдохновительницу всех моих начинаний». Похоронена рядом со своим супругом в Сан-Лоренцо.

Творчество

Лукреция писала сонеты, даты написания которых неизвестны — в 1478 году Аньоло Полициано пишет, что читал её «laudi, sonneti i trinari». Предполагают, что она начала писать на религиозные темы примерно после смерти её мужа в 1469 году.

Сохранилось 5 её поэм на библейские темы октавами и терцинами (Storie Sacri, об Иоанне Крестителе, Юдифи, Есфири, Сусанне и Товии), 8 laudi (священные гимны на популярную музыку) и 1 canzone. Сохранился её единственный сонет, он был частью поэтического диалога — обмена сонетами между нею и поэтом Бернардо Беллинчиони. По крайней мере, два laudi были опубликованы до её смерти, пять Storie Sacri около 1482 года.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ