Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Теотокис, Николаос

Теотокис, Николаос

Политики

греческий политик и министр


Николаос Теотокис (греч. ; 1878, Керкира — 15 ноября 1922, Афины) — греческий политик и министр. Один из приговорённых к смерти после Процесса шести в октябре 1922 года.

Биография

Николаос Теотокис родился в 1878 году на острове Керкира. Старший сын юриста и будущего премьер-министра Греции Георгиоса Теотокиса (1844—1016). Брат будущего премьер-министра Греции Иоанниса Теотокиса (1880—1960) и Заиры Теотоки, сын которой, Георгиос Раллис (1918—2006), также стал премьер-министром страны. Учился в Афинах, Париже и Берлине. Был послом Греции в Берлине.

Малая Азия

В 1919 году, по мандату Антанты, греческая армия заняла западное побережье Малой Азии. В дальнейшем Севрский мирный договор 1920 года закрепил контроль региона за Грецией, с решением судьбы региона через 5 лет, на референдуме населения.

Завязавшиеся здесь бои с кемалистами приобрели характер войны, которую греки были вынуждены вести уже в одиночку. Из союзников, Италия, с самого начала поддержала кемалистов, Франция, решая свои задачи, также оказывла им поддержку. Греческая армия удерживала свои позиции. Геополитическая ситуация изменилась коренным образом и стала роковой для греческого населения Ионии, после парламентских выборов в Греции, в ноябре 1920 года. Под лозунгом «мы вернём наших парней домой» и получив поддержку, значительного тогда, мусульманского населения, на выборах победили монархисты. Теотокис баллотировался с монархистской «Народной партией» и был избран депутатом парламента от Керкиры и стал министром юстиции в правительстве Н. Калогеропулоса в январе 1921 года.

Министр

Возвращение в Грецию германофила короля Константина освободило союзников от обязательств по отношению к Греции. Уинстон Черчилль, в своей работе «Aftermath» (стр. 387—388) писал: «Возвращение Константина рассторгло все союзные связи с Грецией и аннулировало все обязательства, кроме юридических. С Венизелосом мы приняли много обязательств. Но с Константином, никаких. Действительно, когда прошло первое удивление, чувство облегчения стало явным в руководящих кругах. Не было более надобности следовать антитурецкой политике».

25 января/7 февраля 1921 года правительство монархистов возглавил франкофил Н. Калогеропулос, но его поездка в Париж не обеспечила поддержки.

8/21 февраля состоялась конференция союзников в Лондоне. Председательствующий Ллойд Джордж запросил информацию о обстановке на греческом фронте, о численности греческой армии, о возможности наступления вглубь Азии, о возможностях Греции содержать эти силы своими средствами. Калогеропулос заявил, что располагает 120 тысячами штыков и что если Греция получит мандат на установление порядка, то сумеет сделать это в течение 3-х месяцев. Французский премьер Бриан заявил, что не разделяет этого оптимизма. Французский генерал Гуро заявил, что греки могут послать на фронт не более 60 тысяч солдат, которые должны пройти 600 км из Смирны. Гуро заявил, что для принуждения к миру в Малой Азии необходимо иметь 27 дивизий, но у греков было всего 9 дивизий.

По прибытию турецких делегаций (султана и Кемаля), союзники, подписавшие Севрский мир, превратили конфронтацию Антанты — Турции в конфликт греков-Турции. Как пишет греческий историк Д. Фотиадис «из союзников они преобразились в арбитров».

28 февраля/10 марта было подписано предварительное франко-турецкое соглашение, что позволило туркам перебросить силы на греческий фронт.

Итальянцы покинули Атталию, оставив Кемалю свой арсенал и снабжение.

Не находя решения в вопросе с греческим населением Ионии, в совсем иной геополитической обстановке, монархисты продолжили войну. Армия предприняла «Весеннее наступление» 1921 года, одержала тактические победы, но полного разгрома турок не достигла. После этого Калогеропулос, подал в отставку 22 марта/4 апреля 1921 года. 26 марта/8 апреля правительство возглавил Гунарис. Пост военного министра в новом правительстве принял Николаос Теотокис.

Смирна

Правительство Гуанариса, стояло перед той же дилеммой. Радикальным решением было оставить, после переговоров, Ионию, чтобы спасти Восточную Фракию. Вторым решением было собрать войска вокруг Смирны. Но ненависть Гунариса против Венизелоса делала его более тщеславным, нежели он был в действительности. Если Венизелос был создателем «Великой Греции», то Гунарис должен был остаться в истории создателем «Величайшей Греции». Гунарис решил просить у свободной греческой нации, насчитывавшей тогда немногим более 4 миллионов человек, людские и материальные ресурсы, превышавшие её возможности. Кроме трёх призывов, не успевших принять участие в «Весеннем наступлении», были мобилизованы ещё три старых призыва.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ