Тарковский, Арсений Александрович: биография
На первый поверхностный взгляд, эти две версии прямо противоречат друг другу и где-то взаимно отрицают друг друга. Наша гипотеза в этом вопросе такова: существующие версии взаимно дополняют, подкрепляют и развивают друг друга. Проанализируем каждую версию в отдельности.
Польская версия
Наиболее полно она впервые изложена в различных газетных публикациях и книге «Осколки зеркала» Марины Тарковской, дочери Арсения Тарковского. «Помню, ещё девочкой, рассказывает она, — я видела генеалогическое древо Тарковских, которое хранилось в нашем доме после смерти бабушки, папиной матери. На пергаменте тушью были нарисованы кружочки, в каждый из которых было вписано имя. Я помню, что нашла имя папы и братьев. Более далекие предки тогда меня не интересовали. Потом этот пергамент куда-то исчез, осталась грамота 1803 г. — „патент“, написанный по-польски, в котором подтверждаются дворянские привилегии майора Матвея Тарковского. Из этой грамоты и других документов ясно, что род Тарковских — польского происхождения, что прадед и дед папы жили на Украине и были военными. Они исповедовали римско-католическую веру, а папин отец был записан в церковной книге православным и считал себя русским. Так что родословная, которая составлена дагестанскими исследователями, ничем не подтверждается».
Кумыкская версия
Эта версия, очевидно, в семье Тарковских существовала изначально и получила широкое распространение со времени первого приезда Арсения Тарковского в Дагестан в 1938 году. На своё происхождение от шамхалов Дагестана не раз указывали и отец, и сын Тарковские. Более того, «гордились своими дагестанскими предками». О существовании в семье такой версии происхождения их фамилии не отрицает и дочь Арсения Марина Тарковская.
Однако ни эта, ни другая (польская) версии, многократно воспроизводимые на страницах публицистической и мемуарной литературы, документированными источниками не подкрепляются.
Музеи и памятники
В феврале 2008 года было объявлено, что в Москве, по адресу 1-й Щипковский переулок, дом 26 (где семья поэта жила в 1934—1962 годах), к 2011 году будет открыт музей Арсения и Андрея Тарковских.
20 июня 2010 стало известно, что в Кропивницком планируют установить памятник Арсению Тарковскому. Финансирование установки памятника будет обеспечено на государственном уровне украинской и российской сторонами. Автором памятника будет местный архитектор Виталий Кривенко.
Премии
- Государственная премия СССР
- Государственная премия Каракалпакской АССР (1967)
- Государственная премия Туркменской ССР (1971)
Сборники
- «Перед снегом» (М., Советский писатель, 1962)
- «Земле — земное» (М., Советский писатель, 1966)
- «Вестник» (М., Советский писатель, 1969)
- «Стихотворения» (М., Художественная литература, 1974)
- «Волшебные горы». (стихи и переводы с грузинского) — Тбилиси, Мерани, 1978. — 284 с., 15 000 экз.
- «Зимний день» (М., Советский писатель, 1980)
- «Избранное» (полное прижизненное собрание стихотворений и переводов) (М., Художественная литература,1982)
- «Стихи разных лет» (М., Современник, 1983)
- «От юности до старости» (М., Советский писатель, 1987)
- «Быть самим собой» (М., Советская Россия, 1987)
- «Звёзды над Арагацем». Ереван, 1988
- «Благословенный свет» (1993)
- Собрание сочинений в 3-х тт. (М., Художественная литература,1991—1993; Т.1, 2 - 50 000 экз., Т.3 - 20 000 экз. )
Переводы
- Поэты Чечено-Ингушетии. Грозный, 1939
- Кеминэ. Собрание песен и стихов. М., 1940
- Стийенский Р. Спужская крепость. М., 1944
- Стийенский Р. Зеленый меч. М.-Л., 1945
- Рза Р. Ленин. Баку, 1950
- Таджибаев К. Сорок девушек. М., 1951
- Таджибаев К. Сорок девушек. М., 1956
- Шираз О. Сиаманто и Хаджезаре. М., 1956
- Стийенский Р. Волшебные гусли. Л., 1957
- аль-Маарри. Стихотворения. М., 1971
- Чавчавадзе И. Несколько картин. Тбилиси, 1975.
- аль-Маарри. Стихотворения. М., 1979
- Таджибаев К. Сорок девушек. Нукус, 1983