Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Такер, Бенджамин

Такер, Бенджамин

Литература

17 апреля 1854 - 22 июня 1939

крупнейший идеолог индивидуального анархизма в США XIX века


Бенджамин Рикетсон Такер (англ. Benjamin Ricketson Tucker, встречается написание Бенджамен Таккер, или Бенджамин Тукер) (17 апреля 1854, Саут-Дартмут, Массачусетс — 22 июня 1939, Монако) — крупнейший идеолог индивидуального анархизма в США XIX века. Один из ранних защитников прав женщин и веротерпимости. Последователь Прудона, в течение жизни частично менял доктрину под влиянием других социальных мыслителей, оставаясь авторитетным идеологом анархизма и критиком отклонений от анархизма сподвижников. Редактор и издатель журнала индивидуального анархизма «Либерти». Наиболее известная книга носит название «Вместо книги».

Рождение и юность

Бенджамин Рикетсон Такер родился 17 апреля 1854 года в Южном Дартмуте, вблизи города Нью-Бедфорд, который находится в штате Массачусетс. Его родители были интеллигентными и обеспеченными людьми, которые исповедовали радикальное унитарианство. Отец был демократом Джеффересоновского толка, а дед по материнской линии являлся сторонником Томаса Пэйна.

В возрасте четырнадцати лет Такер начал проявлять интерес к общественным проблемам, а в шестнадцать лет он поступил в Бостонский Технологический Институт, в котором проучился три года. В этот период он стал сторонником восьмичасового рабочего дня и избирательных прав женщин.

В 1872 году Такер принял участие в президентской избирательной кампании, агитируя за список Грили и Брауна. Он основал в Нью-Бедфорде клуб имени Грили Брауна, состоявший из пожилых людей, но этот клуб был высмеян местными газетами из-за того, что был основан несовершеннолетним. Ещё до окончания выборов, находясь на упомянутом ниже рабочем съезде, Такер ясно понял всю грязь и нецелесообразность политики, и больше никогда не принимал участие в президентских выборах.

В том же 1872 году на съезде Ново-Английской Лиги рабочих реформ, который прошел в Бостоне, восемнадцатилетний Такер встретился с Джозайя Уорреном и полковником Вильямом Грином. Благодаря Грину он познакомился с книгой французского философа и экономиста Пьера Жозефа Прудона «Что такое собственность?». Такера очень огорчил тот факт, что эта книга не переведена на английский язык, а потому недоступна для большинства простых американцев. Перевод Прудона был трудной задачей, но Бенджамин Такер достойно справился с ней, и в 1876 году книга «Что такое собственность?» появилась в блестящем английском переводе.

В 1874 году Такер отправился в своё первое европейское путешествие, которое продлилось полгода. Во время этого путешествия он посетил Англию, Францию и Италию.

Поздняя жизнь и деятельность

В 1906 году Бенджамин Такер открыл книжный магазин в Нью-Йорке, в котором хранилось печатное оборудование и тридцатилетний запас книг и брошюр. Но в 1908 году в магазине произошел пожар, который уничтожил это не застрахованное помещение и хранившуюся в нём литературу. В это время возлюбленная Такера,Перл Джонсон, которая была моложе его на двадцать пять лет, была беременна от него. Попав в нелегкое финансовое положение,Такер иммигрировал со своей семьей во Францию. Летом 1908 года они арендовали дом в парижском пригороде Le Vsinet, в котором прожили шесть лет. Во время Первой Мировой войны Такер занял антинемецкую позицию, так как страстно ненавидел немецкий милитаризм и реакцию.

Идейное наследие

Хотя Такер описывал свою идеологию как «Анархический социализм», он не считается социалистом в современной терминологии, на которую оказало влияние учение Маркса и Энгельса, ограничивающее широкое значение термина. Во времена Такера под социализмом подразумевалась любая идеология, требующая изменения капиталистического общества и законодательной защиты прав трудящихся. В отличие от марксистов, Такер выступал за частный контроль над средствами производства и против общественного контроля над ними.

Ранний Такер придерживался философии «естественного права», по которой каждый человек имеет неотчуждаемое право контроля над плодами своего труда и на невмешательство со стороны. В дальнейшем, под влиянием Штирнера, он перешёл на позицию «эгоизма», утверждая, что в обществе главенствует «право силы», преодолеваемое только созданием договорных отношений. В 1960—70 годах его поздние идеи, связанные с заменой государства на частные институты, в том числе государства как гаранта безопасности, были восприняты движением т. н. анархо-капитализма.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ