Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Тазиев, Гарун

Тазиев, Гарун

Геологи

11 мая 1914 - 02 февраля 1998

бельгийский и французский геолог и вулканолог, участник Французского Сопротивления в годы Второй мировой войны, автор книг и фильмов о вулканах


Гарун Тазиев (тат. Harun Taciev, арун Таиев, фр. Haroun Tazieff; 11 мая 1914 — 2 февраля 1998) — бельгийский и французский геолог и вулканолог, участник Французского Сопротивления в годы Второй мировой войны, автор книг и фильмов о вулканах. Основатель Международного Института вулканологии в Сицилии, Италия

Биография

Гарун Тазиев родился в Варшаве (в то время — Российская империя) в 1914 году. Его отец служил врачом в русской армии и погиб в первую мировую войну.

По поводу личности отца известно крайне мало. Сабир Тазиев (Дашкин) родился в Самарканде в 1885 году в татарской семье княжеского мишарского рода. По профессии врач, образование получил в Европе. Погиб при наступлении немцев в Польше. Известно о том, что Гарун Тазиев переписывался с его братом Махмудом Таджиевым, проживавшим в Самарканде и в 1971 году при визите в СССР даже встречался со своими родственниками.

В 2009 году в журнале «Агидель» появилась статья, автор которой утверждает, что отцом Гаруна является Фаттах Тазиев, находившийся в немецком плену на территории Польши во время Первой мировой войны, после войны вернулся на родину, в дер. Исламбахты Ермекеевского района Башкирской АР.

О матери Гаруна Тазиева — Зените Ильясовне Клупт, уроженке Польши, также известно мало. Сообщается, что она была дочерью зажиточного крестьянина. Во Франции она вторично вышла замуж. О ней упоминает Зинаида Шаховская в своих воспоминаниях в связи с Пушкинскими мероприятиями 1937 года: «…над переводами стихов потрудились, кроме Роберта Вивье и его жены (российской татарки, матери известного теперь вулканолога Гаруна Тазиева)…»

Гарун Тазиев остался в Польше с матерью. После Октябрьской революции Гарун Тазиев оказался в эмиграции. В 1917 году (по другим данным, в 1921 году) Гарун Тазиев с матерью эмигрировал в Бельгию и там жил на положении беженца без гражданства, и только в 1936 году получил бельгийское гражданство. В это время он учился на геолога в Льежском университете и одновременно на агронома в Gembloux. В 1938 году он получил диплом агронома. Во время Второй мировой войны образование пришлось прервать и только в 1944 году он смог получить диплом геолога. Сам Гарун Тазиев во время войны принимал активное участие в движении Сопротивления.

После окончания войны работал во французских колониях, начал он с должности геолога на оловянных рудниках в Катанге (Бельгийское Конго). В 1948 году наблюдал извержение вулкана Китуро, что определило его дальнейшие интересы, и вулканология стала его занятием на всю оставшуюся жизнь. В 1957 году становится доцентом в Брюссельском университете и возглавляет национальный центр вулканологии. С 1958 года он становится доцентом Парижского факультета естественных наук и директором по вулканологии Парижского института физики Земли. Тазиев совершил множество исследований вулканов в различных местах планеты: Этна, Стромболи, Эребус, Долина тысячи дымов на Аляске, Суфриер на Гваделупе, Монт-Пеле на Мартинике.

По материалам своих экспедиций Гарун Тазиев создал 48 короткометражных и полнометражных фильмов, стал автором 23 книг и 11 научных трудов и монографий. На русский язык были переведены такие его научно-популярные книги, как «Кратеры в огне», «Вулканы», «Встречи с дьяволом», «Когда дрожит земля», «Запах серы», «Вода и пламень» и др.

С 1984 по 1986 был государственным секретарем при премьер-министре Франции, ответственным за предупреждение главных технологических и природных опасностей. Президент Высшего Комитета вулканических опасностей с 1988 по 1995, и членом общества Philomatique и Explorer клуб в Нью-Йорке, США.

В 90-е годы Гарун Тазиев активно выступал против экологической паранойи и псевдоприродоохранных афёр. Он сделал резкие заявления относительно опасности так называемых "озоновых дыр":

"Все дело в том, что крупные химические компании хотели бы сохранить свою монополию на рынке. После того как хлорфторуглероды на протяжении полувека были защищены патентами, в ближайшем будущем они должны были стать собственностью государств. Дабы ни с кем не делиться этим пирогом, и решили добиться их запрещения! Ведь это потребует создания каких-то газов-заменителей со сложной технологией производства, а значит, сохранит возможность их выпуска только за крупными компаниями, которые обладают необходимыми технологическими ноу-хау..."

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ