Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Суров, Анатолий Алексеевич

Суров, Анатолий Алексеевич

Театр

русский советский драматург, театральный критик


Анатолий Алексеевич Суров (10 [23] апреля 1910, Павлодар — 12 ноября 1987, Москва) — русский советский драматург, театральный критик. Лауреат двух Сталинских премий второй степени (1949, 1951). Член ВКП(б) с 1939 года.

Биография

Анатолий Суров родился в Павлодаре (ныне Казахстан). В 1929 году окончил среднюю школу. В 1929—1932 годах работал преподавателем обществоведения в средней школе, заведовал районным отделом народного образования. В 1933—1947 годах был на комсомольской работе в Семипалатинске, а затем в политотделе ВСЖД, корреспондент газеты «Гудок», редактор газеты «Сталинская смена» и ответственный секретарь «Казахской правды», член редколлегии и ответственный секретарь редакции газеты «Комсомольская правда», редактор журнала «Комсомольский работник», ответственный секретарь журнала «Смена» и заместитель главного редактора журнала «Искусство».

Литературной деятельностью занимался с 1936 года. Опубликовал в периодической печати несколько статей и написал ряд пьес, которые в послевоенные годы были поставлены на сценах ведущих театров СССР. Некоторые постановки были удостоены Сталинских премий.

В конце 1948 года на всесоюзной творческой конференции некоторые докладчики, в частности театральный критик А. М. Борщаговский, неодобрительно отозвались о сочинениях ряда советских драматургов, в том числе Сурова. «Их выступления против монополизма в искусстве, — пишет А. В. Фатеев, — выражали те тенденции в их кругах, которые требовали определённой свободы, конкуренции с другими группами писателей, а также неприятие „квасного патриотизма“ бездарных писателей типа А. А. Сурова, дискредитирующих, пo мнению докладчиков, псевдотворчеством советскую драматургию». В частности, критике подвергались пьесы Сурова «Далеко от Сталинграда», «Большая судьба» и «Зелёная улица». Критика первых двух пьес инкриминировалась А. М. Борщаговскому и Ю. И. Юзовскому в печально знаменитой статье «Об одной антипатриотической группе театральных критиков», опубликованной в «Правде» в январе 1949 года в ходе так называемой «борьбе с космополитизмом». Суров, как и многие другие литераторы, принял активное участие в этой кампании, в частности в выявлении «безродных космополитов» среди театральных критиков. А. В. Фатеев объясняет это тем, что в дотелевизионную эпоху именно критики формировали вкусы публики, они в известной степени воздействовали и на репертуар театров, что, в свою очередь, сказывалось на гонорарах драматургов. В ГИТИС, где преподавали многие обвинённые в «космополитизме» искусствоведы и филологи, по воспоминаниям М. Строевой, почти каждый день из Союза писателей снаряжалась «специальная бригада „бойцов“ в составе А. Сурова, В. Залесского и Б. Ромашова, чтобы производить расчистку студенческих умов от „вредоносного“ влияния бывшей профессуры». «При этом Суров, — пишет М. Строева, — с похмелья тяжело взбираясь на сцену в большом зале, хрипло выкрикивал угрюмо молчавшей студенческой толпе: „Я с омерзением ложу руки на эту кафедру, с которой вам читали лекции презренные космополиты!“».

Позже Суров вместе с редактором газеты «Советское искусство» В. Г. Вдовиченко пытался обвинить в «космополитизме» также К. М. Симонова и Б. Л. Горбатова, и хотя доносам не был дан ход, Симонову на московском собрании драматургов и критиков пришлось специально заверить руководство партии в своей преданности. В связи с пьяной дракой Сурова и М. С. Бубеннова, также борца с «космополитизмом», появилась приписываемая Э. Г. Казакевичу и А. Т. Твардовскому эпиграмма в форме сонета, которая заканчивалась словами: «Но, сле­дуя те­о­ри­ям при­выч­ным, / Лишь как кон­фликт хо­ро­ше­го с от­лич­ным / Рас­це­ни­ва­ет это парт­бю­ро».

По некоторым данным, занимался плагиатом и присвоением чужого литературного творчества. В частности, Ю. М. Нагибин утверждал, что Суров, «будучи заведующим отделом рабочей молодёжи в газете „Комсомольская правда“, присвоил пьесу своего подчинённого А. Шейнина „Далеко от Сталинграда“». Произведения, получившие Сталинские премии (пьесы «Зелёная улица» и «Рассвет над Москвой»), также написаны не Суровым — он хитростью и угрозами вынудил настоящих драматургов Николая Оттена и Якова Варшавского признать его авторство. После смерти его высокого покровителя, Сталина, пьесы Сурова в театрах не ставились; он даже не был включён в Краткую литературную энциклопедию.

28 апреля 1954 года вместе с тремя другими писателями исключался из СП СССР, (восстановлен в 1982).

Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Творчество

  • «Учительница»
  • «Далеко от Сталинграда» (1946)
  • «Зелёная улица» (М., Искусство,1949)
  • «Обида» («Большая судьба») (М., Искусство, 1948)
  • «Земляк президента» («Бесноватый галантерейщик») (М., Искусство, 1950)
  • «Рассвет над Москвой» (1951)
  • Одного кремня искры. М., 1963

Награды и премии

  • Сталинская премия 2 степени (1949) — за пьесу «Зелёная улица» (1947)
  • Сталинская премия 2 степени (1951) — за пьесу «Рассвет над Москвой» (1950)
  • медали

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ