Борис Михайлович Сударушкин (род. 1945, Ярославль) — ярославский писатель, автор повестей «Контрагенты», «Юность чекиста», «По заданию Губчека», «Последний рейс „Фултона“», «Секрет опричника», «Исчезнувшее свидетельство» и ряда других популярных художественно-исторических книг; бывший заведующий редакцией художественной литературы государственного Верхне-Волжского книжного издательства и экс-заведующий музея-усадьбы Н. А. Некрасова «Карабиха».
Биография
Борис Михайлович Сударушкин родился 12 ноября 1945 года в Ярославле, однако детство провёл в посёлке Петровское Ростовского района Ярославской области. Учился в местной школе, а затем в школе соседнего посёлка Семибратово.
По окончании семи классов Борис Сударушкин поступил в Ярославский химико-механический техникум, после чего по распределению попал на завод, изготовлявший глубоководную аппаратуру, и принимал участие в её морских испытаниях.
Позднее он вновь оказался в Семибратово, где устроился на работу в местный филиал Научно-исследовательского института по промышленной и санитарной очистки газов. Параллельно стал принимать участие в работе литературной группы при редакции ростовской районной газеты «Путь к коммунизму».
В 1974 году Сударушкин поступил в Литературный институт им. А. М. Горького, а в 1977, без отрыва от учёбы, подготовил и издал повесть «Контрагенты», которая опиралась на воспоминания Бориса Михайловича о временах, когда он испытывал морское глубоководное оборудование.
В том же 1977 году у Бориса Михайловича и его супруги Натальи Евгеньевны появился сын Михаил.
В 1980 году Сударушкин окончил вуз: его дипломной работой стала повесть «Юность чекиста», посвященная истории ярославского белогвардейского мятежа 1918 года.
После получения диплома вернулся в Ярославль, где работал редактором, старшим редактором, заведующим редакцией художественной литературы государственного Верхне-Волжского книжного издательства.
В начале восьмидесятых Сударушкин переводом ушёл на должность заведующего музея-усадьбы Н. А. Некрасова «Карабиха», являвшегося структурным подразделением областного историко-архитектурного музея-заповедника. Как руководителю Борису Михайловичу довелось торжественно встречать здесь лётчика-космонавта Валентину Терешкову, которая приехала вместе с дочерью в сопровождении первого секретаря Ярославского обкома КПСС Фёдора Лощенкова.
Сударушкин с самого начала работы искренне переживал за состояние некрасовской усадьбы, давно нуждавшейся в капитальном ремонте — особенно с учётом того, что на её территории проходили ежегодные Всесоюзные Некрасовские праздники поэзии. Кончилось тем, что он вместе с Анатолием Фёдоровичем Тарасовым — создателем музея «Карабиха» и его первым директором — написал на имя первого секретаря обкома КПСС Фёдора Лощенкова письмо о плачевном состоянии музея. После чего уволился с должности по собственному желанию.
Он перебрался с семьёй в Семибратово, но часто бывал в Ярославле, где как член Союза писателей СССР руководил бюро пропаганды художественной литературы при областной писательской организации.
В 1982 году Борис Сударушкин издал повесть «По заданию губчека», и далее, в 1988-м, увидели свет сразу две его книги: «Последний рейс „Фултона“» был отпечатан в Ярославле, а «Уединённый памятник» — в Москве. Следующим произведением писателя стала книга «Фанни Каплан: „Я стреляла в Ленина“».
В 1991 году Борис Михайлович выступил одним из создателей в Ростове Ярославской области литературно-исторического журнала «Русь», заместителем главного редактора этого журнала по творческой работе, а затем и его главным редактором. Здесь увидели свет очерки-расследования Сударушкина «Так кто же стрелял в Ленина» и «Темное дело большевика Малиновского», посвящённые историко-революционной теме.
Но особое место в творчестве писателя заняла тетралогия «Тайны Золотого кольца», адресованная читателям, интересующимся романтикой поисков, неразгаданными страницами прошлого, исчезнувшими сокровищами.
Первая книга тетралогии «Секрет опричника» вышла в Ярославле в 1992 году. Наряду с происшествиями вокруг поиска сокровищ, спрятанных в тайнике во времена опричнины, в повести рассказывалось о подлинных исторических событиях: о деле Соломонии Сабуровой, о причинах Новгородского погрома, а также о поисках Янтарной комнаты, похищенной немцами уже в годы Великой Отечественной войны.